ОРГАНИЗАЦИЯИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИУЧАЩИХСЯИсследовательская деятельность учащихся должна быть:- основана на базовом образовании средней школы, направлена на получение первичных научных и профессиональных знаний и умений- направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, стимулирование у ребенка познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического, научного мышленияМОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»Учитель информатики Романов К.М.
Главная задача школы- дать ученику возможность развить свойинтеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетоминдивидуальных способностей и возможностей.Потребностью сегодняшнего дня является переход с усвоенияготовых знаний на уроке к самостоятельнойисследовательской деятельности учащихсяГлавным результатом исследовательской деятельности являетсяинтеллектуальный продукт, устанавливающий ту или инуюистину в результате процедуры исследования и представленнойв стандартном виде.
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования)Изучение теоретического материалаВыделение проблемы, постановка целей и задач исследованияФормулировка рабочей гипотезы Освоение методики исследованияСбор собственного экспериментального материалаОбработка материала Обобщение, анализ, выводыПредставление исследовательской работы
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИУЧАЩИХСЯПреподаватель должен стремиться к тому, чтобы: творческая деятельность осуществлялась индивидуально или в малых группах, Процесс обучения развивался непроизвольно, носил неформальный характер, Режим творческой работы ребят чередовал между собой фазы расслабления ( периоды привыкания к задаче, адаптации к новым условиям работы, обдумывание задачи, осознание полученных результатов и т.д.)
ПРОЕКТЫРаботы, связанные разными видами моделей,достижением определенного результата, имеющиеструктуру приближенную или полностьюсовпадающую с научным исследованиемЭКСПЕРИМЕНТРаботы, имеющие задачу визуализированияизвестных научных фактов, предполагаютсамостоятельную трактовку особенностейрезультата в зависимости от изменения исходныхусловийРЕФЕРАТЫРаботы- предполагающие подбор информациипо выбранной теме из большого количестваисточников
Развитие авторской позиции юного исследователя
Исследовательская деятельность-способ формирования мировоззренияНаучный подход к процессу творческой деятельности учащихся требуетреализации ряда принципов: Принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальный , интерес- не искусственный, а настоящий) Принцип осознанности (понимание как проблемы, цели и задачи творческой деятельности, так и хода её результата) Принцип самодеятельности (можно овладеть ходом исследования только через собственный опыт Принцип наглядности и культуросообразности ( традиции миропонимания, которые существуют в данной культуре, и традиции взаимодействия, характерные только для данной социальной общности)
Моя Родина
Задачи проектаПоскольку целью проекта «Моя Родина» является воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию, то непосредственно сами цели органично совпадают с интересами учеников: выявление у учащегося способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач; развитие их творческих способностей; формирование аналитического и критического мышления учащегося в процессе творческого поиска и выполнение исследований; содействие в профессиональной ориентации; развитие целеустремленности и системности в деятельности; самоутверждение учащегося благодаря достижению поставленной цели и получение необходимого жизненного опыта.
Деятельность участников проекта на различных этапах
Участники проекта имеют право:выбрать тему в соответствии со своими интересами;получать регулярно методическую и организационнуюпомощь от руководителей проекта;свободно использовать собственные результаты в соответствии с авторским правом;Представлять результаты выполненной исследовательской работы для получения зачета по соответствующему предмету, а также представлять к защите исследовательскую работу на итоговой аттестации в выпускных классах.К обязанностям участников проекта относятся: выполнение исследовательских работ в соответствии с требованиями и планом Проекта «Моя Родина»; соблюдение графика работ в соответствии с рабочим планом проекта; соблюдение полной сохранности и бережного использования материальных ресурсов и справочно- информационныхматериалов библиотеки, архивов, музеев, школы.
К факторам успешности исследовательской деятельности учащихся относятся:соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;добровольность выбора темы;максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;компетентное и заинтересованное руководство исследовательской работой;осознание школьниками значимости и полезности выполненной ими работы. Обратная связьАнкета для самооценки успешности и результативностиисследовательской деятельности учащегося 1 раз в полугодиеили 1 раз в год по 10 балльной системе:Интересна ли работа в качестве участника проекта?Насколько научно-исследовательская работа способствует расширению кругозора, общему развитию, мировоззрению? помогает ли научно-исследовательская деятельность лучшепониманию других школьных предметов?достаточно ли интенсивно ведется исследовательская работанравится ли стиль общения в группе?часто ли узнаете новое?
Дневник проектной деятельности Работа в классах, включая работу на уроках; Дифференцированная работа в группах по интересам; Подготовка мероприятий, презентация проекта, оформление, систематизация материалов; Защита представленных итогов исследовательской деятельности; Анализ результатов; Перспективный план работы проекта «Моя Родина» ( на 2 года)
"Визитная карточка" проектаАвтор проекта Какова тема Вашего учебного проекта? Какие дидактические цели преследует Ваш проект? Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте? Вопросы учебной темы (проблемные): Каким может быть творческое название Вашего учебного проекта? Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте? Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект? Предметные области(Отметьте предметы, в рамках которых проводится учебный проект) Оформление результатов проекта Напишите краткую аннотацию проекта Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта
Предполагаемые направления 1 год ( 2004-2005 уч. год) С чего начинается Родина ? Политики России; 60- летие Победы в Великой Отечественной войне; Республика Марий Эл; Предприятия нашей республики; столица республики - город Йошкар-Ола; Памятники города Йошкар- Олы ; Поэты и композиторы о нашей столице; Учебные заведения республики; 2 год ( 2005-2006 уч. год) Звениговский район. Районный центр- город Звенигово; Наш поселок «Красногорский»( прошлое, настоящее, будущее); Предприятия района и нашего поселка ( пути выхода из кризиса); Выдающиеся люди нашего поселка; 135- лет нашей школе; Кленовогорье. Озера и реки ; Госпиталь ВОВ ( из истории создания)
Не сотвори себе кумира,Ведя житейские бои,Из неизбежных и унылыхПодсчетов прибылей своих.Из истин – выбери простые,Что не подвластны временам,И сотвори себе Россию,Как сотворила нас она.ПОЛИТИКА (греч. politika — государственные или общественные дела, от polis — государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами.С чего начинается Родина?Символы города Йошкар-ОлаСимволы республики Марий ЭлСимволы Российской Федерации
МАРИЙ ЧОДРАНациональный парк «Марий Чодра» был образован в 1985 году и стал звеном системы охраняемых территорий России. В эту систему входят заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, различающиеся своими целями и задачами.1. Организация фирмы. 24 января 1992 года группой физических и юридических лиц учреждено ТОО «Ариада», которое в дальнейшем (в связи с изменением законодательства) преобразовано в ЗАО «Ариада».2. Этапы развития ЗАО «Ариада»…..
Учебные заведенияРеспубликиМарий ЭлМГПИ им. Н.К.КрупскойМар.ГУМар.ГТУЗадача Правительства Республики,Министерства образования, учебныхзаведений- создание условий дляпродолжения образования выпускниковшкол. Особенно, в условиях рыночнойэкономикиТебя народ родной мой воздвигал,Ты вырос, ты расцвел в года свободы...Москвой взлелеян, гордостью ты сталСвободного марийского народа.
Интернет-ресурсы по тематике исследовательской деятельностиresearcher.ru - портал исследовательской деятельности учащихся. Публикуются статьи по методологии, методике и практике исследовательской деятельности учащихся, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие Интернет-ресурсы. vernadsky.info - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Организована система on-line представления работ на конкурс, каждый посетитель сайта может стать участником проекта.www.issl.dnttm.ru- сайт журнала «Исследовательская работа школьника». www.konkurs.dnttm.ru - сайт-обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. www.news.redu.ru - сайт подписки на рассылку новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям в рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.