Основные действия учителя В организации обучения в сотрудничестве
Продумать размещение рабочих мест детей.Выделить 1-2задания для действий в группах по усвоению нового материала.Разбить класс на группы по 2-4 ученика. Распределение ролей в группе.Сформулировать по 2-3вопроса каждомуученику в группе.Дать возможность каждому в группе выполнить свою роль.Чёткое целеполагание в начале урока и перед работой в группах.Следить за активностью учащихся и помогать любой группе.
Расположение учащихся на рабочих местахПринципы
НИКТО НЕ Сидит спиной к доскеКаждому ученику видно, что происходит в центральной зоне классной комнаты - у доски.
Каждый ученик хорошо видит всех членов своей группыСтолы по два вместе или под углом один к другому. Стулья по два напротив друг друга.
Члены группы находятся друг от друга в пределах досягаемостиМогут соединить протянутые руки, легко дотянуться до общего листа бумаги и при необходимости взять его к себе.
Правила организации групповой работы Формировать у детей навык групповой работы (учить, как соглашаться, как возражать, как просить о помощи).Соединяя детей в группы учитывать: личные качества, межличностные отношения, склонности, желания, сложность материала, предполагаемый результат.Оценивать общую работу группы, подчёркивая вежливость, дружелюбие, приветливость, взаимовыручку и др. человеческие достоинства.Обязателен разбор ошибок совместной работы.Учесть, что абсолютной тишины не будет, придумать определённый сигнал, по которому наступает тишина.Подготовить индивидуальные задания для тех, кто не захочет работать в группе.
Правила работы в группахВырабатываются коллективно: учитель и ученики. Чёткие и ясные для всех.Школьник должен чётко знать, что ожидает от него учитель и какое поведение приветствуется Каждое правило – положительное утверждение «Мы поддерживаем друг друга».Количество правил не больше пяти.Правила оформить в виде плаката и вывесить в классе.Учитель - авторитетный носитель норм поведения, настраивает работу групп в классе.
Групповая ответственность За решение задач (сами решаем наши проблемы);За вопросы ( спрашиваем у членов своей группы, потом у учителя);За взаимопомощь ( помогаем другим группам, учителю);За соблюдение тишины (при обсуждении говорим тихо, для своих) .
Личная ответственнотьпросить помощьоказывать помощь вежливым благодарить за помощьподбадривать воодушевлять
Выполнение заданных ролей Мудрец проверяет, все ли поняли ответ и согласны ли с ним.Бодрила подбадривает, поощряет все высказанные идеи и принятые решения.Секретарь записывает высказанные идеи и принятые решения.Координатор возвращает группу к поставленной задаче, следит за рабочим временем, за тем, чтобы все участвовали в работе.Докладчик выступает от имени группы перед всем классом.
Требования к учителюВ совершенстве освоить технологию групповой работы;Владеть дисциплиной;Уметь регулировать взаимодействие учащихся;Позиция учителя и ученика равная (но ученик - познаёт, а учитель помогает ему в познании); Роль учителя -консультант.
Создавайте ситуации, в которых ученики обязательноДобьются положительного результата.Стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в её постоянном применении
ШАГИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ Помогите ученикам осознать зачем нужно то или иное умение, навык. Помогите учащимся понять из чего это умение, навык состоит.Организуйте практику.Убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет он выполняет задания.5. Стимулируйте учащихся за помощь друг другу во время практики.
Спасибо за внимание