Основные стратегии преподавания
Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, но и наизменение подходов к методике преподавания;расширение арсенала методических приемов учителя;приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций;через поиск путей решения наиболее острых общественных проблем
Среди учащихся МОУ гимназии № 13 был проведен социологический опрос с целью выявления их отношения к методам и приемам в преподавании гуманитарных дисциплин по вопросу:Выберите модель обучения, с помощью которой вы хотите получать новые знания:I модель – ученик – пассивный объект воздействия (учитель говорит – ученик повторяет)II модель – ученик – активный объект и участник педагогического воздействия (ученик самостоятельно ищет информацию, свободен в обмене мнениями, участвует в дискуссии, выполняет разнообразные роли)Результаты социологического опроса
Выводы: 1. Учение становится учебной деятельностью только тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения 2. Должна измениться роль и позиция учителя. Учащиеся должны ощущать открытость учителя в общении;веру в способности каждого ученика;доверие;умение увидеть ситуацию глазами школьника;поставить себя на его место;сопереживать и сочувствовать.
Советы психолога Р.Бернса из книги «Развитие Я – концепции и воспитание».Принципы работы учителя:С самого начала и на протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним довериеОн должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.Он должен развивать в себе способности чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.Он должен быть активным участником группового взаимодействия.Он должен открыто выражать в группе свои чувстваОн должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого.он должен хорошо знать самого себя.
Пассивные стратегииили методы линейного воздействия Формы реализации в учебном процессе:лекции;изучение документа;опрос по пройденному материалу репродуктивного характера
Положительные и отрицательные стороны пассивной стратегии
Активные стратегииили методы группового воздействия Формы воплощения: любые виды дискуссий;круглые столы;«мозговые штурмы»;различные беседы (эвристическая, сократовская)
Положительные и отрицательные стороны активной стратегии
Интерактивные стратегииили методы кругового взаимодействия Формы воплощения:ролевые и деловые игры:дебаты, моделирование;проектная деятельность;обсуждение альтернативных решений
Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии
Активные методы в действииУрок-интеграция в 11 А классе на тему: «Гражданская война – это «молодость мира» или «окаянные дни»? (оценка гражданской войны современниками и потомками).Урок провели учитель литературы Некрылова Е.Р. и учитель истории Сорокина Е.Н.
Урок-проблема в 10 Б классе на тему «Страх или свобода?» (о причинах победы в Сталинградской битве)Урок провела учитель истории Сорокина Е.Н.
Урок-творчество в 10 А классе на тему « В любимом - вся душа…» (презентация собственной книги «Мой однотомник русской лирики второй половины ХVIII века»).Урок провела учитель литературы Грачева Г.А.
Урок-презентация в 11 классе на тему «Восток и Запад» Урок провела учитель обществознания Сорокина Е.Н.
Урок-учебная играУрок провела учитель истории Ведрова Е.В.