Педагогическая конференция «Мастерство учителя» 25 апреля 2012 года
Вступительное слово зам.директора по МР Гавриловой А.В. «ФГОС второго поколения» Выступления педагогов школы: А) Усова М.В. «Цифровые технологии в обучении английского языка» Б) Александровская Е.В. «Метод дифференциации на уроках литературы как способ организации индивидуальной образовательной траектории учащихся» В) Набатова Т.В. «Игра – как форма оптимизации обучения на уроках химии» Г) Шиганова Е.А. «Диагностика учащихся 1-х классов»
В основе Федеральных Государственных Стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие обучающихся, их готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающим задачам построения гражданского общества и инновационной экономики.
ФГОС направлен на обеспечение: 1) формирования российской гражданской идентичности обучающихся; 2) единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; 3) доступности получения качественного основного общего образования; 4) преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования; 5) духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья; 6) развития государственно-общественного управления в образовании; 7) формирования содержательно - критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом; 8) условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Меняется метод обучения (с объяснительного на деятельностный); Меняется подход к оценке результатов обучения (оцениваются не только знания, умения и навыки, но и, прежде всего, метапредметные и личностные результаты) Меняется система аттестации учителей (оценивается качество управления учебной деятельностью учащихся); Меняется система аттестации школ (оценивается качество организации перехода школы к реализации ФГОС НОО). Целью школы становятся не только знания, но и умение их добывать и ими пользоваться.
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт? Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: ЛИЧНОСТНЫМ: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся. отражающие их индивидуально-личностные позиции; сформированность основ гражданской идентичности
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт? МЕТАПРЕДМЕТНЫМ: освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), межпредметными понятиями.
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт? ПРЕДМЕТНЫМ: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; предметные результаты сгруппированы по учебным предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…» (группа обязательных требований) и «выпускник получит возможность научиться …» ( не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования).
Что изучается с использованием ИКТ? Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни, понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
Что такое проектный метод обучения? В современной школе широко применяется метод проекта. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения Во время выполнения проекта: формируется активная, самостоятельная и инициативная позиция учащихся в учении; развиваются общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируются не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; реализуется принцип связи обучения с жизнью.
Что такое проектный метод обучения? В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы: внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Концепция В. М. Шепеля Эта проблема может быть благополучно разрешена, если обратиться к концепции «человековедческой компетентности педагога» доктора философских наук, профессора В.М. Шепеля. Человековедческая компетентность педагога –это умение практически использовать систематизированные, адаптированные к педагогике гуманитарные, естественные, художественные и другие знания для решения следующих задач: умение воздействовать на личность и социум; умение развивать лучшие качества воспитанников; умение педагогов развиваться и самосовершенствоваться.
Самоорганизация, самопознание, самопрезентация В основе данной концепции лежит антропологический подход к познанию личности учителя и ученика. Ее реализация способствует овладению учителем разнообразными способами самопознания, самоорганизации и самопрезентации. Характерной особенностью данной концепции является то, что она разработана до уровня обучающих технологий. Человековедческие технологии нацелены на развитие личностно значимых качеств человека, способствующих его внутреннему духовному росту.
Базовые технологии В. М. Шепель предлагает для изучения три базовые технологии, которые помогут современному педагогу успешно функционировать в рамках своей профессии: конфликтология, имиджелогия и ортобиотика. Первое название понятно без комментариев, под вторым скрываются техники самопрезентации, а третье означает технологию самосбережения здоровья и жизненного оптимизма.
Конфликтология Конфликт – это психологическое противоборство лиц, имеющих противоречивые или несовместимые цели и интересы. Школа сегодня очень конфликтна. Да это и понятно: школа и общество - словно два сообщающихся сосуда,- и в нашей весьма трудной жизни различного рода конфликтов, можно сказать, сверх меры. Мастерство учителя заключается сегодня не только в том, чтобы грамотно, интересно преподать свой предмет, но и уметь предвидеть и наиболее безболезненно преодолевать конфликтные ситуации.
Имиджелогия. Имиджелогия – это обращённый к каждому призыв быть обаятельным, уметь нести свет людям. Она способствует внешнему проявлению глубинной потребности человека быть достойной личностью. Имиджелогия – это мечта о благородном облике каждого гражданина, обладать которым – непременное условие создания демократичного и гуманного общества. Имиджелогия – это теоретическое отражение специфики российского менталитета, в котором огромная роль принадлежит душевному складу людей. Россияне человеколюбивы. Не случайно в Своде законов Российской империи 1897 года в качестве духовных ценностей, составляющих главные критерии законотворчества и законопослушания, выделялись человеколюбие, усердие к общему добру, покровительство невинным и оскорблённым.
При формировании любого имиджа учитывают различные компоненты. Так, В.М. Шепель выделяет три следующих комплекса: 1) природные качества: - коммуникабельность; - эмпатичность (способность к сопереживанию); - рефлексивность (способность понять другого); - красноречивость (способность воздействовать словом); 2) качества, привитые образованием и воспитанием: - нравственные ценности; - психологическое здоровье; - набор технологий общения; 3) качества, обретенные с жизненным и профессиональным опытом.
Матрица персонального имиджа педагога личностный настрой с опорой на «я-концепцию»; мимика и физиогномика; волосы и причёска; кинесика; дизайн одежды; красноречие; этика поведения; саморегуляция.
Ортобиотика Ортобиотика – наука-технология о самосбережении здоровья и жизненного оптимизма. Здоровьесберегающие технологии – это интеграция всех направлений работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса. Здоровье – это совокупность физического, психического, духовно-нравственного состояний человека, определяющих его работоспособность и отношение к окружающему миру.
Заключение Как показывают многочисленные исследования, повьшение общего уровня человековедческой компетентности педагога - ключ к его личностному саморазвитию и росту профессионального мастерства . На сегодняшний день самоактуализация является не просто привлекательной идеей, ориентиром для личностного роста и развития, а представляет собой вполне стройную теорию со своими принципами, категориями, концепциями и, что не менее важно, практическими технологиями воздействия на личность человека. В силу этого она может быть внедрена в педагогический процесс с целью его оптимизации и гуманизации.
Мини-гимн «Я – чудо!» Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение! У меня отличное настроение! Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив! Я оптимист! Солнце для меня всегда самое яркое, а небо самое голубое! На меня можно всегда положиться. Я не подведу! Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги. Со мной всегда легко и весело. Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно. Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью. Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!