Групповая работа
Функции групповой работы
Реализация принципа деятельностного подхода Формирование мотивации учения Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний Психологический комфорт в учебном коллективе Реализация субъект – субъектных отношений
Принципы организации групповой работы
Класс должен разбиваться на несколько небольших групп Каждая группа получает свое задание Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе коммуникации Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом
Виды учебных групп
ПСЕВДОГРУППЫ Объединение учащихся, от которых требуют работать вместе, но у которых к этому нет ни желания, ни нужды. Учебная работа в такой группе затруднена, а ее результаты ниже, чем индивидуальные успехи учащихся.
ТРАДИЦИОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ГРУППЫ Учащиеся принимают задание работать вместе, но не видят в этом особой необходимости (задачи не требуют для своего решения коллективных усилий). Члены группы обмениваются информацией на этапе прояснения задания, а затем работают индивидуально. Эффективность сравнима с индивидуальной работой учащихся.
ЭФФЕКТИВНЫЕ ГРУППЫ Отличительная особенность в том, что учащиеся не только принимают задание работать вместе, но и ощущают в этом необходимость. Общая цель – учение всех. Внимание сосредоточено и на предметной задаче, и на умении работать в группе. Специальное обучение навыкам групповой работы. Систематическая процедура рефлексии. Возможность занимать различные позиции в группе.
Принципы кооперации в обучении
П ОЗИТИВНАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ. Взаимозависимость по результату – у всех общая цель. Ролевая взаимозависимость – установлены необходимые для достижения цели роли (позиции). Взаимозависимость по результату – возникает каждый раз, когда есть необходимость делиться своими ресурсами для достижения общей цели. Взаимозависимость по успеху – оценка работы группы учитывает вклад каждого из участников. Взаимозависимость по задаче – задача поставлена так, что ее нельзя сделать друг без друга. Условия для возникновения взаимозависимости создает учитель
Н ЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ Главный учебный ресурс групповой работы – возможность свободно общаться. Суммирование идей вслух, выслушивание объяснений товарищей и предложение своих объяснений – главные виды речевого взаимодействия членов группы.
И НДИВИДУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ Существует два обязательных условия: Каждый член группы знает о принятом способе оцени заранее Вклад каждого известен всем членам группы Общее правило реализации принципа индивидуальной оценки работы учащихся складывается из двух пунктов: Осваивать знания, навыки и способы действия вместе; Использовать и применять освоенные знания и навыки самостоятельно, демонстрируя индивидуальные результаты учебной работы товарищам по группе и учителю «Учимся вместе, результаты работы каждый демонстрирует сам»
РЕКОМЕНДАЦИИ Старайтесь использовать группы с небольшим количеством учеников Давайте индивидуальное контрольное задание каждому школьнику Назначайте по завершению работы одного случайно выбранного ученика для выступления от имени всех Наблюдайте за работой группы и фиксируйте, насколько активно каждый из ее членов участвует в работе Используйте прием «взаимное обучение», давайте школьникам задание объяснить товарищам выученный материал
О БУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ Учащиеся целенаправленно изучают приемы общения, технику руководства, процедуры принятия решения, разрешения конфликтов. Учитель побуждает учащихся использовать (упражнять) формируемые умения в ходе практической работы.
Р ЕФЛЕКСИЯ Групповая рефлексия – это организованный и сознательно направляемый процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько им удалось достичь поставленных целей и сформировать хорошие групповые отношения. Задача – вносить возможные упрощения в рабочие процедуры, устранять неэффективные действия, способствовать совершенствованию навыков совместной работы Учителю нужно выделить достаточное количество времени
Процедура проведения рефлексии 1. Сформулируйте стоявшую перед группой цель. Убедитесь, что все члены группы согласны с этой формулировкой. 2. Составьте перечень действий группы. Вспоминая действия, воздерживайтесь от их оценки и обсуждения. 3. Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие - нет. Акцентируйте внимание на положительном. Говоря о недостатках – предлагайте возможные пути их преодоления. 4. Решите, какие действия можно продолжать, а какие желательно изменить.
Возможные структуры взаимодействия
С ТРУКТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Обсуждение в группе Трехшаговое интервью «Мозаика» Позиция слушающего и позиция говорящего
Элементы техники организации групповой работы
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ Определение задачи урока Выбор способов постановки этой задачи перед группой Планирование числа групп, количества учеников в них и их размещения в классной комнате Определение структуры взаимодействия учащихся и исполнение ими ролей Обеспечение необходимыми материалами Выбор способов оценки результатов работы школьников
КАКОЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАДАНИЕ ? Противоречивым, имело несколько решений, допускало несколько возможных ответов Формулировалось в увлекательной форме Предоставляло возможность для приложения идей, которые есть у членов группы Достаточно трудным, чтобы ради его решения стоило стараться
РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ КЛАССА Установка четких и понятных нормы поведения при работе Наличие управляющих сигналов для общения с классом Наличие инструктивных карточек (алгоритмов действования)инструктивных карточек
Задание