Урок обществознания в 10 классе: Групповая дифференциацияи лидерство Тетушкина Лариса Михайловна - учитель истории и обществознания МОУ СОШ №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова
План урока Положение личности в группе.Что такое «лидерство»?Лидерские роли, стили лидерства.
Эпиграф урока: «Цель человечества лежит в его высших представителях… Человечество должно неустанно рождать великих людей – в этом, и ни в чем ином, состоит его задача» Ф Ницше
Схема: Положение членов группы
1. Положение личности в группе Дифференциация – разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений.
Социометрический метод Позволяет определить социальный статус каждого члена группы – его место в социальной иерархии внутригруппового общественного мнения.
В группе выявляются:
Вопрос классу: Как вы думаете, какие критерии могли быть положены в основу социометрического опроса?Как вы думаете, какие факторы приводят к групповой дифференциации?
Критерии выбора: Эмоциональные (симпатии и антипатии по поводу проведения досуга)Деловые (проверка деловых качеств)Личностные (качества товарища)
Факторы, влияющие на дифференциацию в группе Вид группы (формальная и неформальная)Степень сплоченностиЛичностный составСистема ценностей и установок полезные дела
2. Что такое «лидерство»? Лидер (от англ. leader — ведущий.Это система взаимоотношений в группе, когда один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия
Вопрос классу: В русском языке различают два понятия: лидер и руководитель. В чем вы видите сходство, а в чем различия?
Лидерство и руководство Сходства1) подчинение коллектива2) психологическая деятельность РазличияЛидер выдвигается стихийно, а руководитель назначаетсяЛидер действует самостоятельно, а руководитель целенаправленно, под контролем определенных структурЛидер руководит малой группой, руководитель представляет малую группу в более широкой социальной системеЛидер опирается прежде всего на авторитет, руководитель – на «силу» и принуждение
3. Лидерские ролиКлассификация лидерских ролей Задание группе №1Прочитайте §36 п.3 и документ к параграфу, и опишите лидерские роли, согласно различным моделям классификации. Задание группе №2Прочитайте §36 п.4 , опишите и проанализируйте стили лидерства
3. Лидерские роли, стили лидерстваМодель 1 (50-е годы XX века)
Модель 2 (психолог Л.И.Уманский) Лидерские роли Основной критерий: многообразие функций лидераЛидер – инициаторЛидер – умелецЛидер – эрудитЛидер-организаторЛидер-дезорганизатор Лидерские роли связаны с процессами лидерства
Лидерские роли Формальное лидерство Неформальное лидерство Оптимальный вариант – сочетание формального и неформального лидера
Стиль лидерства – совокупность приемов, применяемых лидером для оказания влияния на остальных членов группы.
Авторитарный лидер Устанавливает жесткую дисциплинуЧетко распределяет обязанностиНе прислушивается к мнению группыНе устраивает дискуссийНавязывает свое мнение
Демократический лидер Советуется с коллегамиПоощряет их инициативуПрислушивается к их аргументамОриентируется на мнение группыПроводит обсуждение задачЧасть полномочий делегирует другим членам группы
Харизматический лидер Харизма — это особое свойство, благодаря которому человека оценивают как одаренного особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на других. Понятие «харизма» ведет свое начало из древнегреческой мифологии — означает притягивать к себе внимание. А хариты — это древнегреческие богини красоты, грации и изящества.
Среди известных истории харизматических личностей — Иисус Христос, Будда и пророк Мухаммад. К харизматам относятся создатели направлений внутри мировых религий — Лютер и Кальвин. С другой стороны, это великие государственные и военные деятели, такие, как Чингисхан или Наполеон. В XX веке среди таких деятелей: —Гитлер и Муссолини, Рузвельт и Черчилль, Ленин, Сталин и Троцкий, а также Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг.
Анархический лидер Руководит по принципу «делайте что хотите и как хотите»Не предъявляет требованийНе настаиваетПринимает все предложения членов группыИзбегает столкновений, конфликтов
Вопросы: Какой стиль лидерства вам представляется наиболее эффективным? Почему?При каком стиле лидерства чаще всего возникают конфликты?При каком стиле лидерства больше всего порядка?
Домашнее задание: § 36 учебника Л.Н.Боголюбова, практикум
Литература: Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10 класс. – М.: Просвещение, 2010.Сорокина Е.Н.Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 512 с. (В помощь школьному учителю)