Лекция : «Групповая динамика и лидерство в менеджменте. Этика менеджмента»
План лекции: Групповая динамика 1.1. Понятие и сущность групп 1.2. Классификация групп 1.3. Групповая динамика 2. Лидерство 2.1. Определение понятия лидерства 2.2. Черты и условия эффективного лидерства 2.3. Отличие лидера от менеджера 3. Этика менеджмента
1. По определению Марвина Шоу, «Группа — это два лица или более, которые взаимодействуют друге другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц».
2.Классификация групп: группы малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные (номинальные), формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) группы различного уровня развития - высокоразвитые (коллективы) и слаборазвитые (ассоциации, корпорации, диффузные группы).
3. Большие и малые группы Большие группы могут быть условными (номинальными), выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков (половых, национальных, возрастных и др.). Люди, которые оказываются включенными в большую условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики.
4. Три основных типа формальных групп:
5.Формальные и неформальные группы
6.Важнейшие причины вступления в группу:
7. Групповая динамика
8. Основы лидерства. Природа и определение понятия лидерства Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как: ведущий, руководитель; корабль, возглавляющий группу, караван судов; спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером). В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.
9.Определение понятия
Широкое понимание лидерства включает:
10. Иерархия традиционных и лидерских отношений
11.Содержание понятия лидерства в управлении организацией
12.Черты эффективного лидерства
13.Использование власти в рамках эффективного лидерства
14.Условия эффективного лидерства
15.Отличие лидера от менеджера
16.Этика менеджмента
Занятие таким трудом, как менеджмент, престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессионализм, достаточно высокую оплату труда. Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менеджера бесспорной. Причины этого: 1. Менеджер служит примером отношения к своим служебным обязанностям для рядовых сотрудников и других менеджеров; 2. Любое действие, поступок менеджера имеют не только сиюминутный эффект.
18.Факторы этичности действий работников 1. Комплекс этических устоев, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что есть добро и что есть зло, т. е. свой собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу он не выполнял. 2. Требования, которые приданы человеку извне: это может быть этический кодекс организации, где человек работает, правила внутреннего распорядка, устные требования менеджера более высокого уровня.