Руководство, власть, лидерство
Руководство организацией – способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации
Черты современного руководителя Ориентация на людей Пунктуальность исполнения Дух соперничества Умение создавать сферу влияния Прагматизм, гибкость и способность действовать Ориентация на перспективу Психологическая уравновешенность Высокий уровень активности Политическая прозорливость
Стили руководства: Авторитарный (автократический) Демократический Либеральный Laissez Faire («невмешательство») Патриархальный Бюрократический
Факторы результативности руководителя Желание работать руководителем Личные качества Образование в области управления Опыт работы в качестве руководителя
Для руководства нужна власть Власть – это возможность влиять на поведение других Влияние – это поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека
1. Власть, основанная на принуждении менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено
2. Власть, основанная на вознаграждении менеджер имеет власть над другим человеком, если этот человек, верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом
3. Экспертная власть осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний
4. Эталонная власть характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же
5. Законная власть основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации
Кроме этого выделяют: Власть связей Власть над ресурсами Власть информации
Типы Власти I. Харизматический Основа – обожание руководителя (лидера) за его личные качества Проблема – передача власти
Типы Власти I I. Традиционный Основа – прошлый опыт, обычаи, традиции Передача власти по наследству
Типы Власти I I I. Рациональный Власть как некоторое средство достижение цели организации Реализуется через систему правил и процедур Правила определяют требования к компетенции определенной должности на отдачу распоряжений Повышаются требования к профессиональному уровню руководителя
Лидерство – способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации
Различия между менеджером и лидером
Характерные типы лидеров 1. Харизматический - опирается на свой имидж, извесность, ярко выраженную индивидуальность, на силу воздействия личности на людей
Характерные типы лидеров 2. Автократический - отличается гипертрофированным самолюбием, отсутствием самокритики, поддержкой угодничества со стороны подчиненных
Характерные типы лидеров 3. Демократический - стремиться вовлечь персонал в процесс управления, используют свой авторитет для пользы дела, а не для реализации собственных амбиций
Характерные типы лидеров 4. Стратегический - ориентируют персонал на инновации, на достижение устойчивого положения компании в будущем
Характерные типы лидеров 5. «Дельцы» - стремиться к сиюминутной выгоде, не отличается щепетильностью в достижении этой цели
Результативное лидерство основано на трех взаимосвязанных направлениях деятельности: Успешное выполнение поставленных задач Создание коллектива Развитие личности
Управление конфликтами
Конфликт Это противоборство, борьба, проявляемая в самых различных формах Реакцией на конфликт может проявляться: - Агрессия - Регрессия - Уход в себя
Виды конфлитов Внутриличностный Межличностный Между личностью и группой Межгрупповой Внешний Внутренний
Признаки конфликта Факты унижения достоинства личности Резкое изменение отношения к работе Факты уклонения от выполнения задания Замкнутость, уединение, подавленность Формальная постановка работы Негативное суждение об окружающей обстановке
Условия, влияющие на возникновение конфликта Искусственно сохраняющиеся отрицательные бытовые условия Недостатки в организации труда и быта персонала Преобладание в коллективе аморальных, безнравственных отношений Недоверие начальника к подчиненным Предвзятое отношение начальника к подчиненным Снисходительное отношение начальника к некоторым подчиненным Наличие неофициальных микрогрупп
Предупреждение конфликта Поддержание плановой, разумной организации Использование научных программ Индивидуальная работа с подчиненными Создание и поддержание благоприятных отношений Внимательное изучение условий жизни
Методы разрешения конфликта Административные Педагогические Психологические Структурные Переговоры