Хеджирование рисков
Сущность хеджирования Хеджирование (от анг. hedge — страховка, гарантия) — открытие сделок на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной позиции на другом рынке.
Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение и хеджирование на понижение. Хеджирование на повышение, представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов или опционов. Хеджирование на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повышения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить покупную цену намного раньше, чем был приобретен реальный товар.
Хеджирование с использованием фьючерсных контрактов Характеризует механизм нейтрализации финансовых рисков по операциям товарной или фондовой биржах путем проведения противоположных сделок с различными видами биржевых контрактов. Операция хеджирования с использованием фьючерсных контрактов требует совершения трех видов биржевых сделок:
1) покупку (продажу) реального актива или ценных бумаг с поставкой в будущем периоде (форвардная биржевая сделка); 2) продажу (покупку) фьючерсных контрактов на аналогичное количество активов или ценных бумаг (открытие позиции по фьючерсным контрактам); 3) ликвидацию позиции по фьючерсным контрактам в момент поставки реального актива или ценных бумаг путем совершения обратной (офсетной) сделки с ними.
Хеджирование с использованием опционов. Характеризует механизм нейтрализации финансовых рисков по операциям с ценными бумагами, валютой, реальными активами или другими видами деривативов. В основе этой формы хеджирования лежит сделка с премией (опционом), уплачиваемой за право (но не обязательство) продать или купить в течение предусмотренного опционным контрактом срока ценную бумагу, в обусловленном количестве и по заранее оговоренной цене.
Хеджирование с использованием операции «своп» Характеризует механизм нейтрализации финансовых рисков по операциям с валютой, ценными бумагами, долговыми финансовыми обязательствами предприятия. В основе операции «своп» лежит обмен (покупка-продажа) соответствующими финансовыми активами или финансовыми обязательствами с целью улучшения их структуры и снижения возможных потерь.
Хеджирование на примере компании «Пиломатерьялы Красный Октябрь» Предприятие ОАО «Пиломатериалы Красный Октябрь» производит пиломатериалы и продает их. Текущая цена на наличном рынке удовлетворяет предприятие, но предполагается, что через три месяца цена может снизиться и тогда товар станет убыточным. Чтобы застраховаться от возможного падения цены, предприятие продает трехмесячный фьючерсный контракт на поставку пиломатериалов. Предположим, что прогноз оправдался. цены на наличном и фьючерсном рынках снизились. Через три месяца предприятие продает свой товар на наличном рынке и выкупает свой фьючерсный контракт на бирже.
Наличный рынок: цена на 1 июня – 1000 000 рублей за единицу товара; цена на 25 августа – 800 000 рублей за единицу товара. Предприятие продает изготовленный к этому времени товар по цене 800 000 рублей за единицу товара. Фьючерсный рынок: цена на 1 июня фьючерсного контракта – 1 050 000 рублей за единицу товара. Предприятие продает трехмесячный фьючерсный контракт по цене 1 050 000 рублей за единицу товара. Цена на 25 августа фьючерсного контракта – 850 000 рублей за единицу товара. Предприятие покупает аналогичный трехмесячный фьючерсный контракт за 850 000 рублей за единицу товара. Результат хеджирования:– выручка на рынке наличного товара 800 000 рублей за единицу товара;– прибыль на фьючерсном рынке равна 200 000 рублей (1 050 000 –850 000) на каждую единицу товара;– общая выручка предприятия равна 1 000 000 рублей (800 000+200 000) за каждую единицу товара.Вывод: несмотря на снижение цены на товар, предприятие, осуществив хеджирование на биржевом фьючерсном рынке, выручило за каждую единицу товара по 1000 000 рублей, т.е. получило цену, которая устраивает предприятие.
Заключение В этой работе я рассмотрела только стратегии хеджирования, на основе которых строятся все остальные, с помощью форвардов, хеджирование фьючерсами и др.На примере было видно, что с помощью продажи и покупки фьючерных контарктов несмотря на снижение цены на товар, предприятие, осуществив хеджирование, за каждую единицу товара выручило по 1000 000 рублей, т.е. получило цену, которая устраивает предприятие.