Определение лидерства явление, описывающее широкий круг явлений, связанных с процессами власти и руководства в разных социальных коллективах, таких как группы, организации, сообщества, нации; феномен, описывающий процессы влияния в группах и организациях, направленные на координацию групповых действий и отношений в ходе достижения групповой цели.
Определение лидера субъект лидерства; авторитетный член группы, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия и принимаемый группой благодаря его способности решать для группы проблемы и задачи формальный лидер (полный набор инструментов влияния) и неформальный лидер; открытые лидеры и лидеры-игроки (манипуляторы).
Группы теорий лидерства теории черт; поведенческие теории; ситуационные теории; атрибутивные теории; теории обмена.
Теории черт лидер – особенная личность, «великий человек», обладающий врожденными способностями к управлению; лидер – субъект, обладающий набором необходимых для лидерства личностных качеств; замечательные ученые, Мак-Клелланд, Майнер, Б. Басс, Шейкелтон, работавшие над выявлением значимых лидерских черт.
Поведенческие теории определяющее основание успешности лидерской деятельности: особенности поведения; примечательные исследования проводились в University of Ohio, University of Michigan, целью которых было выявление факторов эффективного поведения лидера; набор действий лидера определяется при помощи двух шкал – «участие» и «инициация структуры» высокий балл по шкале «участие» показывает, что руководитель проявляет повышенное внимание к нуждам и чувствам подчиненных; высокий балл по шкале «инициация структуры» показывает, что руководитель проявляет повышенное внимание к структурированию и организации работы.
Ситуационные теории успех лидера обеспечивается за счет его умения действовать адекватно в конкретной ситуации; наиболее признанные теории: ситуационная теория Ф. Фидлера, теория когнитивных ресурсов, теория пути-цели Хауса, модель принятия решений Врума-Йеттона-Яго.
Личностно-ситуационная теория Ф. Фидлера поведение лидера определяется двумя основными группами переменных: «свойствами лидера» и «параметрами ситуации» благоприятность – неблагоприятность оцениваются как результат совместного действия факторов структуры задачи, групповой атмосферы и власти, которой обладает лидер.
Теория когнитивных ресурсов связь когнитивных ресурсов, таких как интеллект и опыт, с эффективностью группы; результативность группового поведения зависит от личностных черт лидера, его поведения, особенностей ситуации.
Теория пути-цели Хауса лидерство – взаимодействие между лидером и подчиненным в ходе достижения общей цели; роль лидера заключается в помощи подчиненных в приобретении ими навыков, которые помогут достичь желаемых целей и в модификации ожиданий и верований относительно процесса и последствий выполнения определенной задачи; поведение лидера поддерживается в той мере, в какой подчиненные рассматривают его относительно непосредственного или опосредованного удовлетворения их ожиданий.
Теория Врума-Йеттона-Яго результативность деятельности лидера рассматривается в совокупности с процессами принятия решений; «дерево решений» - модель, предписывающая использование различных стилей принятия решений от автократического до группового в зависимости от ситуации; параметры ситуации, определяющие стиль принятия решений, - наличие приемлемого решения и степень одобрения со стороны подчиненных.
Атрибутивные теории лидерство – результат субъективных восприятий и социальных представлений подчиненных; чем точнее совпадение между воспринимаемыми атрибутами (существующими свойствами) и поведением лидера и представлениями подчиненных, тем выше вероятность, что подчиненные будут воспринимать лидера и позволят ему осуществлять процесс влияния.
Теории обмена лидерство – сложный процесс взаимодействия и взаимовлияния лидера и подчиненных; основные теории: теория диад, теория харизматического и трансформационного лидерства; результативность лидерства зависит от способности лидера обеспечить адекватное восприятие подчиненными целей его деятельности.
Лидерство в организации лидер и менеджер – понятия не равнозначные; лидер организации – член организации, обладающий возможностями влиять на поведение других членов посредством своих личностных качеств; менеджер – член организации, имеющий возможность влиять на поведение людей посредством своих должностных полномочий; оптимальное условие эффективного руководителя – сочетание менеджера и лидера организации в одном лице – залог успешного функционирования организацией и развитие ее конкурентных преимуществ в условиях динамично меняющейся среды.
Компетенции менеджера планирование (постановка целей и задач, планирование действий и ресурсов); управление подчиненными (формирование организационной структуры, определение позиций каждого, установление системы контроля); осуществление регулирования, координирования и контроля (мониторинг деятельности, выявление проблем и их устранение);
Компетенции лидера определение направления (общее видение цели, стратегия, формирование организационной культуры); объединение людей (формирование и управление коммуникацией, создание коалиций, налаживание связей); мотиваций людей (стимулирование активности и творчества, поддержание ценностей и эмоций, обучение и передача опыта).
Совмещение компетенций лидера и менеджера связано с: только лидеры организаций могут вырабатывать эффективную стратегию организации в жестких конкурентных условиях, направленную на достижение поставленных целей; только лидеры способны осуществлять кардинальные изменения, определяющие успешность деятельности организации на перспективу;
Совмещение компетенций лидера и менеджера связано с: 3) лидер более эффективно решает сложные проблемы, оптимально использует кадровый потенциал в условиях ограниченности ресурсов; 4) лидер скорее выстроит прочные партнерские взаимоотношения внутри организации и вне ее.
Роли выполняемые лидером генератор идей (увеличение возможностей и способов выхода за пределы проблемной ситуации при принятии решений); мотиватор (мобилизация людей к деятельности); организатор (обеспечение группы способами реализации принятого решения и регулирующего взаимодействия в процессе достижения общей цели); диспетчер (распределение функций между членами группы и координирующего их деятельности).
Учитывая ситуационный фактор, выделяют лидеров: появляющихся в кризисные для организации или группы условиях; наиболее успешных в ситуации стабильности, когда необходимо регулярно выполнять рутинную работу.
Идентификация процесс сознательного или бессознательного отождествления себя с другим человеком, общностью и ролью; в процессе идентификации человек следует поведенческим и личностным характеристикам другого лица, реально воспроизводит их в схожих поведенческих актах, символических эквивалентах поведения; тотальная (полное слияние с лидером) и парциальная (избирательно).
Формы идентификации лидера с рабочей группой, при развитии у лидера аффилиации в той же степени, что и стремление к власти или в ситуации, когда лидер осознает, что достиг предела своей карьеры; приобретает власть и авторитет, подчиняя свою волю воле группы, при этом власть группы становится его властью; чувство обязательства перед группой делает лидера активным и продуктивным; у последователей он развивает чувство преданности группе, чувство командного духа…
Формы идентификации лидера с группой управляющих, при появлении более высоко развитой мотивации личного достижения и стремления к власти, чем аффилиативная потребность или осознание того, что он еще не достиг предела своей карьеры; приоритет личному успеху; лидер использует свое лидерство в группе как ступень для дальнейшего роста карьеры и легко расстается с группой при продвижении наверх.
Классификация лидеров по содержанию их деятельности нацеленные на достижение (соблюдение стандартов превосходства, ориентация на получение уникальных беспрецедентных результатов); нацеленные на близость отношений (установление дружбы, дружественных отношений); стремящиеся к власти (получение влияния, контроля, воздействия на людей посредством убеждения, доказательства, аргументации, помощи и советов).
Качества современного лидера знание себя, своих ценностей; видение будущего; готовность рисковать; наличие навыков межличностного общения; трудолюбие; способность к анализу и оценке результатов; упорство; умение разрабатывать цели;
Качества современного лидера наличие глубоких профессиональных знаний; уверенность в собственной силе; стремление достичь успеха; учение знакомиться, общаться; получение удовлетворения от работы; позитивное отношение к людям; благожелательность; уверенность в действиях.