Этика современного менеджмента Подготовила: учащаяся группы Э-239 Грук Алина
Менеджмент - система принципов, методов, средств и форм управления, используемых для обеспечения эффективной деятельности фирм, направленная на получение прибыли.
Функциональное содержание менеджмента:
В современном менеджменте важное значение приобретают этические функции, регулирующие взаимоотношения руководителей и подчиненных, работников, связанных между собой горизонтальными связями, взаимодействие фирм с внешней средой. В результате исследований оцениваются социально-психологические последствия управленческих решений и осуществляемых изменений в структуре и деятельности организации. При этом особое внимание придается созданию атмосферы сотрудничества, формированию здорового морально-психологического климата в коллективах фирм. Основным субъектом управления в фирме или ее подразделении является менеджер (руководитель, управляющий). Именно он отвечает за организацию ее деятельности, достижение поставленных перед ней задач. Важнейшим направлением его работы наряду с реализацией чисто технических и технологических вопросов является мобилизация работников на решение производственных задач. А для этого необходимо быть не только руководителем, владеющим властными полномочиями, но и лидером, т.е. человеком, воздействующим на работников своим авторитетом.
Чтобы стать лидером, руководителю необходимо обладать нужными для этого качествами. Тем не менее существуют черты, определяющие авторитет работника, в том числе и руководителя, которые позволяют наиболее эффективно влиять на людей. К примеру, американские ученые выделили:
По стилю руководства выделяют три типа лидеров:
Автократический лидер лидер, который обычно определяет структуру деятельности подчиненных, концентрирует власть в своих руках, берет на себя всю полноту ответственности, лишает работников возможности участия в принятии решений. В достижении своих целей им используются психологическое давление, в частности угрозы, наказания, вселение в сознание страха. Указания даются кратко по-деловому, похвалы и порицания субъективны.
Демократический лидер в своей деятельности руководствуется посылкой, что труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, если люди приобщены к организационным целям, они будут брать на себя ответственность, использовать управление и самоконтроль. Исходя из этой посылки, такой руководитель будет стремится делегировать полномочия подчиненным, допускать их к принятию решений, предоставлять свободу в выполнении заданий. В достижении целей он пользуется убеждением и похвалой. В обращении с работниками уважителен, тактичен, объективен, создает атмосферу сотрудничества. Порицания делаются в форме советов.
Либеральный лидер позволяет полную свободу группе в определении своих целей и контроле за своей работой, минимально участвует в принятии решений и перепоручает решение всех проблем своим заместителем. Он старается уйти от ответственности, избегает конфликтов и устраняется от их разбора.
Помимо личностных лидерских черт, деятельность менеджера во многом обуславливается этическими нормами менеджмента на конкретных предприятиях или в фирмах. Попытка упорядочить эти нормы была принята на третьем европейском симпозиуме по менеджменту, проходившем в 1973 г. в г. Давосе. На нем был предположен примерный кодекс «этики поведения» менеджеров предприятия.
Качества, которыми должен обладать идеальный менеджер: теоретическая практическая подготовленность в сфере управленческой деятельности; компетентность в этой отросли, в которой осуществляются управленческие функции, и владение минимумом знаний в областях, с которыми обычно связано основное дело; умение планировать производство и сбыт продукции; изучение рынка и спроса на иды продукции и услуг; умение анализировать поступающую информацию, быстро и правильно оценивать хозяйственную ситуацию, принимать неординарные решения по возникающим проблемам; способность брать на себя ответственность; рациональное использование рабочего и свободного времени; постоянная работа над повышением квалификационного и интеллектуального уровня
Выполнение этих требований должно сочетаться с необходимыми личностными качествами, которые даются частично природой, а отчасти формируются работой над собой. Личные качества, которыми должен обладать менеджер:
Чтобы стать настоящим менеджером, необходимо обладать способностью и умением работать с людьми, владеть этикой деловых отношений и общения. Какие же этические качества должен проявлять менеджер в своей работе с людьми? Для этого необходимо: умело подбирать работников, обучать, воспитывать их, совершенствовать их способности; уметь воодушевлять подчиненных на выполнение самых трудных задач, вселять в них уверенность в успехе; поощрять инициативу, творчество, рационализаторство и изобретательство; уметь поддерживать производственную и технологическую дисциплину; иметь навыки налаживания контактов с людьми, проведения деловых бесед и переговоров, ведение дискуссий; четко излагать свои мысли идеи, уметь доказывать их конструктивность вышестоящим руководителям и своим подчиненным; всегда иметь в виду то, что личный пример руководителя является важнейшим средством влияния на подчиненных; не допускать расхождения слова и дела; поощрять добросовестный труд; выполнять правила, принятые организацией.
Управление не может быть эффективным без отлаженных коммуникаций (связей) с персоналом. Информация, получаемая по различным коммуникационным каналам, необходима прежде всего руководителям для отслеживания процессов, происходящих в организации, и контроля за ходом выполнения поставленных задач, для принятия стратегических и тактических решений. Основными коммуникационными средствами являются устная информация, полученная при непосредственном контакте менеджера с подчиненными, письменная и компьютерная. Важнейшие требования к полученной по коммуникационным каналам информации - правдивость, точность и актуальность. Их соблюдение непосредственно влияет на обоснованность принимаемых решений.
Важными элементами взаимодействия менеджера и подчиненного является отдача и выполнение распоряжений. Требования к отдаче распоряжений: Они должны быть: четкими; ясными; логичными; конструктивными; отдаваться спокойным тоном; важно указывать в какой срок и как выполнить данное распоряжение; к данному распоряжению у работника должен быть интерес; порученная работа должна соответствовать профессии и квалификации подчиненного; важно убедиться правильно ли вас понял работник
Управленческие воздействия на подчиненных благодарность; денежная премия; ценный подарок; разрешение на кратковременную передышку; отправка в интересную командировку; присвоение почетного звания; представление к гос. награде.
Конец Спасибо за внимание.
Используемая литература: «Этика делового общения», Иван Браим, Минск, 1996