Специфика менеджмента в России Подготовили: Осина Екатерина, Филлипчук Инна.
Цель Определить основные особенности менеджмента в России
Рыночная экономика в России Россия находится на первом, переходном, этапе развития рыночных отношений. Задачи этого этапа: достижение материально-финансовой сбалансированности народного хозяйства; изменение стереотипов сознания и поведения; подготовка кадров новой формации. Рыночная экономика в России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах. В первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой централизацией экономики, всеохватывающим планом, практически полным отсутствием какой-либо самостоятельности у руководителей предприятий.
Люди – субъекты рыночных отношений В менеджменте главной проблемой является работа с персоналом.С начала радикальных рыночных преобразований в России прошло лишь около 10 лет. Естественно, за столь короткий срок объективно не могла появиться новая массовая генерация трудоспособного населения, разделяющая философию рыночной экономики. Поэтому подавляющее большинство работников в стране (80% по данным НИИ труда России) все еще имеет «советское» трудовое сознание.Суть трудовой мотивации у большинства работников в СССР сводилась к желанию иметь относительно гарантированную заработную плату при невысокой интенсивности и низком качестве труда.
Руководитель Лишь один из четырех руководителей, по данным НИИ труда России, читает литературу по социологии и психологии труда, экономике, финансам, менеджменту и маркетингу. На предприятиях, возглавляемых такими руководителями, продолжают процветать административно-командные методы управления, силовой нажим. В 1995 г. газета «Коммерсанта» провела исследование, в ходе которого были выявлены представления российских руководителей о менеджменте в России. В опросе приняли участие 256 руководителей из 8 городов России. Оказалось, что большинство руководителей не смогли правильно определить менеджмент, а отождествляли его с планированием (5,9%), управлением (3,1 %), предпринимательством (17.6%), одним из видов бизнеса (7,4%). Многие руководители просто дали собственное определение менеджменту.
Вопросам формирования общей стратегии предприятия, повышению конкурентоспособности предприятия на рынке, созданию условий для профессиональной подготовки работников, привлечению работников к управлению производством уделяется традиционно мало внимания. Вопросам формирования общей стратегии предприятия, повышению конкурентоспособности предприятия на рынке, созданию условий для профессиональной подготовки работников, привлечению работников к управлению производством уделяется традиционно мало внимания. Таким образом, главная трудность в реформировании бывшей советской системы — это люди. России остро не хватает современных эффективных менеджеров.
Предприятия в России: государственные, не подлежащие приватизации; приватизированные с участием либо без участия государства; частные (вновь созданные). Имеются некоторые особенности в организации и управлении такими предприятиями.
Государственные предприятия Специфика менеджмента на государственных, не подлежащих приватизации, предприятиях, заключается в схожести с системой организации и управления на бывших советских предприятиях. Это, в первую очередь, полная ответственность перед владельцем собственности — государством. И кроме того, это ограниченность прав руководящего персонала, поскольку стратегию и тактику развития предприятия определяет вышестоящая организация.
Приватизированные предприятия Эта группа вызывает повышенный интерес к особенностям менеджмента. Менеджеры (руководители) предприятий несут здесь всю пол-,ноту ответственности за управление предприятием. Сюда входит право: определять организационную структуру производства, устанавливать цены, определять количество и номенклатуру выпускаемой продукции, нанимать, выплачивать вознаграждение и увольнять работников, распоряжаться финансами предприятия.
Общероссийский рынок формируется как единое структурное образование. Каждая из его частей должна выполнять свою функциональную роль в общественном разделении труда, решении социальных, экономических и производственно-технических задач общества. Составной частью структуры российского рынка является так называемая малая экономика, основой которой, в первую очередь, является частный капитал. Для современной России это принципиально новая форма создания предприятий. Малая экономика воздействует на становление и развитие рыночных отношений прежде всего в результате роста числа субъектов рынка (товаропроизводителей).
В числе особенностей менеджмента в России одно из ведущих мест занимает проблема регионов. Менеджер может столкнуться в своей деятельности с давлением со стороны местных органов власти. В действиях руководителей ряда отдельных регионов России прослеживается стремление: к автономности, самостоятельности в хозяйственном отношении; формированию замкнутого цикла производства и потребления, ввоза и вывоза товаров; самостоятельной внешнеэкономической деятельности; финансовому самообеспечению; точному соизмерению собственных доходов и расходов. Таким образом, перспективы развития российского менеджмента определяются развитием рыночных отношений в стране.
Проблемы менеджмента в России Подготовка менеджеров в соответствии с мировыми стандартами. Понимание сущности менеджмента российскими руководителями. Неспособность принимать решения. Неумение менеджеров делегировать полномочия. Низкий профессионализм. Отсутствие достаточного внимания корпоративной культуре. Нехватка специалистов по антикризисному управлению и проведению банкротства. Неумение пользоваться приемами риск-менеджмента, боязнь инновации. Отсутствие навыков реализации продукции. Неумение эффективно управлять финансовыми ресурсами компании, использовать на практике современные методы мотивации.
Отсутствие систематизированной теории российского менеджмента. Экологические проблемы (устаревшие оборудование и технологии). Осознание социальной ответственности менеджмента. Проблемы налогового пресса и неопределенность механизмов ценообразования. Слабость законодательной базы. Отсутствие умения формировать команду, подбирать кадры.
К настоящему времени выработаны определенные направления для решения перечисленных выше проблем. Воссоздание системы повышения квалификации на базе соответствующих отраслевых институтов и бизнес-школ. Подготовка российских менеджеров непосредственно за рубежом в ведущих школах менеджмента и центрах подготовки кадров. Перенятие опыта предприятий — мировых лидеров, самостоятельно формирующих кадры менеджеров. Создание Президентской программы подготовки управленческих кадров для предприятий РФ. Реализация программы начата в 1998 г.
Российские менеджменты должны: обеспечивать жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка; добиваться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка; разработать и последовательно реализовывать программу развития коллектива предприятия, включая социальные проблемы, организовывать работу на базе современных эффективных методов; совершенствовать работу предприятия на основе применения современных методов управления, улучшать организационную структуру предприятия, добиваясь эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива как единой взаимодействующей системы; разрабатывать и внедрять в практику более совершенные формы бизнеса, осваивая новые отрасли и сферы;
определять цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя; уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным нейтрализовать его воздействие; внедрять теоретические разработки отечественной и зарубежной науки после адаптации к конкретным условиям; подходить к управлению с учетом особенностей истории страны, российских условий бизнеса и российского менталитета; уметь предотвращать и успешно преодолевать кризисные явления в процессе деятельности организации.