Специфика политических систем и политических культур европейских периферий: на примере Королевства Нидерландов
Общие сведения . Официальное название. Королевство Нидерландов (нидерл.Koninkrijk der Nederlanden); широко распространенное неофициальное название – Голландия. Год образования. 1815 г. – образование Королевства Нидерландов. Первый прецедент нидерландской государственности – 1579 г. (образование Республики Соединенных провинций в результате заключения Утрехтской унии). Географическое положение, площадь, границы. Королевство Нидерландов расположено в Западной Европе. Имеет выход в Северное море. Граничит на востоке с Германией, на юге – с Бельгией . Общая площадь территории государства – 41 526 кв. км (33 883 кв. км без учета внутренних вод). Население. Последняя по времени перепись населения проводилась в 2001 г. Согласно ее результатам, в стране проживали 15 985 538 тыс. чел. Язык . Официальный язык – нидерландский, относится к семье германских языков. В провинции Фрисландия официальным языком также является фризский.
Исторический очерк политических традиций
Территория современных Нидерландов до Нидерландской революции 1566-1609 гг. Предпосылки к возникновению на территории современного Королевства Нидерландов особой общности людей сложились издавна. Складывание народности, отличавшейся приверженностью к самостоятельности во внутренних делах, привычкой полагаться только на собственные силы при решении возникающих задач и не ждать милости извне, нации изобретательных торговцев, финансистов и мореходов было обусловлено географической средой, где довелось жить предкам современных голландцев.
Взлет и падение Нидерландов как центра европейского и глобального влияния Эрозия прежнего привилегированного статуса голландцев при правителе Испании Филиппе II Габсбурге стала главной причиной противостояния с испанскими властями. Движущей силой восстания против испанцев, переросшего в буржуазную революцию, стали кальвинисты, подвергшиеся активным преследованиям со стороны королевской власти. Руководство восставшими массами постепенно оказалось в руках у бывшего королевского наместника Вильгельма Оранского, который оставил прежние планы гарантировать себе место крупного вассала Габсбургов и стал предводителем всех нидерландцев. В рузультате революции 1566-1609гг. северные области исторических Нидерландов получили независимость, тогда как южные остались под испанским управлением. Окончательно независимость вновь образованной Республики Соединенных провинций была признана испанцами в 1648 г. в рамках возникшей Вестфальской системы международных отношений Экономика страны приобрела сверхоткрытый характер, а сама страна превратилась в своеобразную «мастерскую Европы» (в частности, кораблестроение по качеству и срокам исполнения заказов вышло на уровень, долгое время недостижимый для прочих европейских государств). Важнейшими источниками доходов также являлись транзитная торговля и кредитные операции.
Взлет и падение Нидерландов как центра европейского и глобального влияния Голландцы создали отвечавшую их интересам колониальную империю, состоявшую из множества опорных пунктов и торговых факторий и позволявшую получать колоссальные доходы от торговли пряностями и другими экзотическими товарами В результате трех англо-голландских войн (1652-1654, 1665-1667, 1672-1674 гг.) за передел сфер влияния Республика Соединенных провинций потерпела поражение, после которого уже невозможно было вернуть утраченные позиции. в 1795 г. возникла Батавская республика, когда на территорию Нидерландов вступили войска революционной Франции, которые получили поддержку революционно настроенной группировки голландских «патриотов» С приходом к власти во Франции Наполеона I ранее существовавшая на территории завоеванных французами стран Европы система республик-сателлитов была преобразована в систему монархий-сателлитов, и с 1806 г. стало существовать Голландское королевство. В 1810 г. оно было включено в состав Франции
Взлет и падение Нидерландов как центра европейского и глобального влияния Поражение Наполеона ознаменовало собой новый этап в истории Нидерландов В рамках этой стратегии в 1815 г. Нидерланды были преобразованы в централизованное королевство с сильной властью монарха из династии Оранских-Нассау. Если революционная волна 1830 г. привела к территориальным потерям со стороны Нидерландов, то события 1848 г. вызвали внутреннее переустройство монархии. Значительных потрясений удалось избежать с помощью компромисса общественных сил, подразумевавшего существенный пересмотр прежней конституции и ограничение власти короля. Внутриполитическая стабилизация создала предпосылки для интенсификации экономического развития страны и освоения колониальных территорий, где нидерландский суверенитет ранее имел лишь формальное выражение В европейских делах Нидерланды, осознавая свою слабость, стремились придерживаться нейтральной позиции, но нейтралитет Нидерландов во Второй мировой войне был попран гитлеровской Германией
Нидерланды в годы распада колониальной империи и постколониальный период Вторая мировая война нанесла по нидерландской колониальной империи удар, от которого она не смогла оправиться В 1949г. Нидерланды признали независимость своей колонии Индонезии, В 1875 г. своей последней крупной колонии – латиноамериканского Суринама. Нидерланды стали одним из пионеров европейской интеграции и создания евроатлантической системы безопасности. в конце 1950-х – начале 1960-х гг. оформился Бенилюкс – экономический союз Нидерландов с Бельгией и Люксембургом, который стал логическим завершением давних традиций взаимодействия стран региона. Развитием тенденций к либерализации общества в 1980-2000-е гг. стала легализация абортов, проституции, легких наркотиков, эвтаназии и однополых браков
Общие контуры политической системы
Конституционные основы, характеристика формы правления Первая конституция Королевства Нидерландов как независимого государства была принята в 1814-1815 гг., когда Нидерланды обрели независимость от Французской империи. В 1887 г. была принята новая редакция конституции, которая с множеством поправок просуществовала до момента принятия ныне действующей конституции Нидерландов 1983г, которая действует по н.в., Также к конституционным актам относятся Статут 29 декабря 1954 г., в соответствии с которым Королевство Нидерландов включает также Нидерландские Антильские острова и остров Аруба. Наряду со Статутом, источниками конституционного права служат некодифицированные акты парламента, судебные прецеденты в практике Верховного суда, также признается примат международного права над внутригосударственным.
Конституционные основы, характеристика формы правления В соответствии с конституцией Нидерланды являются конституционной монархией. Существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Монарх наделен одновременно и законодательной (вместе с Генеральными Штатами), и исполнительной властью (наряду с правительством). Судебной властью наделен Верховный суд и нижестоящие суды.
Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Конституционные основы, характеристика формы правления Исполнительная власть в Королевстве Нидерландов принадлежит правительству и монарху. Право на престол имеют наследники Короля Вильгельма I, принца Оранского-Нассау. Глава правительства и министры формально назначаются и отправляются в отставку по указу Короля, хотя на практике правительство подотчетно исключительно парламенту. Король формально имеет право распустить Парламент и назначить новые выборы, хотя такая инициатива не может исходить напрямую от короля, и подобное решение может быть вынесено в случае парламентского кризиса по представлению парламента.
Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Законодательная власть в Нидерландах принадлежит Генеральным штатам - двухпалатному парламенту. Первая палата состоит из депутатов от советов провинций, Вторая палата избирается на всеобщих прямых выборах тайным голосованием. Генеральные штаты могут вынести вотум недоверия как правительству в целом, так и отдельным министрам, могут санкционировать проведение парламентских расследований, выступать с депутатскими запросами к министерствам. Наряду с Генеральными штатами существует Государственный совет, состоящий из короля, наследника трона, заместителя председателя и советников, которых назначает король по рекомендации министра внутренних дел. Этот орган скорее является законосовещательным, так как имеет право лишь озвучивать рекомендации по готовящимся законодательным актам.
Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. . Исполнительная власть в Королевстве Нидерландов принадлежит королю и правительству. По конституции (ст. 43) только король имеет право назначать и снимать с должности премьер-министра и правительство, однако на деле премьер-министром становится лидер победившей на выборах партии или коалиции. Правительство полностью подотчетно Генеральным штатам. Хотя в ст. 42 конституции записано, что правительство Нидерландов состоит из Короля и министров, ответственность за деятельность правительства несут только премьер-министр и члены правительства (ст.42, п.2). Когда Генеральные штаты одобряют законопроект, тот поступает на подпись к Королю, после чего контрвизируется премьер-министром. В полномочия Совета министров входит: подготовка законопроектов и нормативных актов Совета министров, заключение международных договоров, представление Королю кандидатов на высшие государственные должности (как гражданские, так и военные), кандидатов на должности губернаторов и вице-губернаторов заморских территорий и уполномоченных Короля в провинциях. Также Совет министров ведает вопросами составления бюджета, руководство деятельностью министерств и нижестоящими органами исполнительной власти.
Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. В Нидерландах судебная власть независима. Существует две категории судов - общей юрисдикции и специальной юрисдикции. Структура судов общей юрисдикции имеет несколько уровней. На самом нижнем уровне стоят районные суды, занимающиеся разбирательствами по несущественным делам. Выше уровнем стоят окружные суды, которые находятся в каждом из судебных округов, на которые разбито все государство (всего 19). Также в Нидерландах существует 5 апелляционных судов, которые берут под свою юрисдикцию 3 или 4 окружных суда. Верховный суд Нидерландов является последней судебной инстанцией в делах общей юрисдикции. Суды специальной юрисдикции делятся на административные и военные. Административные суды рассматривают жалобы граждан на деятельность государственных чиновников и жалобы государственных служащих на решения вышестоящих административных органов. Военные суды рассматривают дела в отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Территориально-государственное устройство Нидерланды - децентрализованное унитарное государство. Государственная власть распределяется между органами трех уровней – государственного, уровня провинций и уровня муниципалитетов. Королевство Нидерландов состоит из 12 провинций и 2 самоуправляющихся территорий. 12 провинций делятся на 443 муниципалитета.
Местное управление и самоуправление Статус органов местного самоуправления закреплен в Главе 7 Конституции Нидерландов. Местную власть осуществляют Советы провинций и Советы муниципалитетов. Члены Советов избираются жителями соответствующих территориальных образований на основе пропорционального представительства каждые 4 года. Советы осуществляют законодательные функции. Из состава членов Советов избираются Исполнительные комитеты провинций и муниципалитетов, которые осуществляют исполнительную власть на подведомственной территории. Председатели Исполнительных комитетов - Уполномоченные Короля в провинциях и бургомистры в муниципалитетах - назначаются Королем. На самоуправляющихся территориях действует иной порядок. Представительным органом является Законодательное собрание, а исполнительную власть осуществляют Губернатор, Совет министров и Консультативный совет. Губернатор самоуправляющейся территории назначается королевским указом.
Особенности партийной системы. В Нидерландах действует около 16 крупных партий (система умеренного плюрализма), ни одна из которых не набирает абсолютного большинства голосов на выборах. По итогам выборов несколько партий образуют устойчивую коалицию, состоящую, как правило, из двух-трех участников. Финансирование партий осуществляется за счет членских взносов и пожертвований от представителей бизнеса на принципах транспарентности. Государственные субсидии предусмотрены для организации и поддержания работы партийных научно-исследовательских, учебных, культурно-образовательных и молодежных структур.
Особенности партийной системы Основные партии в Нидерландах: «Христианско-демократический призыв» – партия, образовавшаяся в послевоенный период в результате слияния Антиреволюционной партии и Христианского исторического союза. Придерживается правоцентристских взглядов, предлагая свою программу в качестве «разумной альтернативы» партии «Список Пима Фортайна» и социал-демократической Партии труда. Народная партия за свободу и демократию – крупнейшая либеральная партия королевства. Выступает за свободу предпринимательства, приоритет прав индивидуума над интересами общества. Представляет интересы среднего и крупного бизнеса, а также высококвалифицированных рабочих. Партия труда – самая крупная оппозиционная партия Нидерландов. Исповедует идеологию демократического социализма. Выступает за равенство экономических возможностей, уменьшение расходов на военные нужды, подчеркивает важность развития здравоохранения, образования, транспортной инфраструктуры. «Демократы 66» – левоцентристская партия. По многим вопросам внешней и внутренней политики солидарна с Партией труда. Выступает с требованиями большей прозрачности в принятии политических решений, вовлечения граждан в политический процесс. «Список Пима Фортайна» – правая партия, в 2002 г. выступившая с требованиями положить конец иммиграции мусульман. Социалистическая партия – находится на крайне левом фланге политического поля. Выступает за сокращение разрыва между бедными и богатыми. Лидер – Ян Марийниссен. «Зеленые левые» – образовалась в 1991 году в результате слияния Евангелистической народной партии, Радикальной политической партии, Пацифистской социалистической партии и Нидерландской коммунистической партии. Лидер – Фемке Халсема.