УНИВЕРСИТЕТ ДИНАМИКА КОРРЕКЦИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ Выполнил студент: Научный руководитель:
Актуальность: именно в начальной школе особое внимание должно уделяться проблемам нарушения процесса письма, своевременной коррекционной работе страны Объект исследования — письменная речь учащихся начальных классов и ее коррекция Предметом исследования служат специфические ошибки письма детей начальных классов общеобразовательных школ Гипотеза исследования. Эффективность преодоления специфических ошибок будет осуществляться приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса,пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза.
Цель: Выявить специфические ошибки письма учащихся и определить основные направления коррекционной работы по устранению вышеуказанных недостатков письменной речи данной категории детей Задачи исследования : Сформулировать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследования Рассмотреть основные принципы, последовательность, методы и приемы логопедической работы по коррекции специфических ошибок письма Изучить и выявить характерные особенности нарушения письма у учащихся младших классов Теоретически обосновать и разработать комплексную коррекционно-логопедическую программу, направленную на коррекцию специфических ошибок письма Провести констатирующий эксперимент и эмпирическим путем проверить гипотезу данного исследования
План опытно-экспериментальной работы Этапы исследования : I.Констатирующий этап. Изучение специфических ошибок письма, в том числе зеркальных ошибок письма,наличие левшевства у детей. II.Формирующий этап. Проводилась коррекционная работа, направленная на устранение специфических ошибок письма у детей экспериментальной группы с дисграфией, на развитие ориентировки в окружающем пространстве. III. Контрольный этап. Ставил своей целью показать динамику коррекции специфических ошибок письма у младших школьников после проведения с ними коррекционной работы и влияние коррекционной работы на количество специфических дисграфических ошибок в письменных работах детей.
Соотношение специфических ошибок разных типов у младших школьников с дисграфией (I этап)
Анализ характера ошибок Закономерность: Обнаружены нарушения, свидетельствующие о недостаточности как приема, переработки и хранения информации (гностические трудности), так и программирования, регуляции и контроля деятельности (регуляторные трудности).
Организация и содержание экспериментального обучения Дифференциация правого и левого Коррекционная работа на трёх уровнях: Работа на уровне слогов Работа на уровне слов Работа на уровне словосочетаний и предложений
Направление работы над пространственными отношениями Усвоение ориентировок слева – справа. Усвоение понятий «Левая сторона листа – правая сторона листа». Уточнение пространственного расположения фигур и букв. Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.
СЕКРЕТЫ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА КАК ПРАВИЛЬНО СПИСЫВАТЬ ТЕКСТ
СЕКРЕТЫ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА КАК ПИСАТЬ ДИКТАНТ
СЕКРЕТЫ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА КАК ПРОВЕРЯТЬ НАПИСАННОЕ
Наличие зеркальных ошибок письма, % полученные результаты Результаты эксперимента
Результаты эксперимента
ВЫВОДЫ Дифференцированный комплексный подход к коррекционной работе по преодолению нарушений письма Необходимость введения игр и упражнений по коррекции специфических ошибок Разнообразные наглядные пособия должны стать органической частью коррекционно- логопедической работы Понимание механизма нарушения письма и его коррекция требуют психолого- педагогического изучения специфических ошибок Целенаправленная коррекционная работа в период младшего школьного возраста является наиболее эффективной Комплексное коррекционно- логопедическое воздействие по формированию и развитию навыков, для формирования письменной речи
Результаты проведенного опытно-экспериментального исследования подтверждают гипотезу, что работа по коррекции специфических ошибок письма будет проходить успешно при специальной организации коррекционно-развивающего процесса
Спасибо за внимание!