Министерство образования и науки Российской федерацииФедеральное агентство по образованиюЮФУ Педагогический институт Проектная работа«Роль педагога в профилактике и коррекции расстройств речи у детей» Выполнила студентка Факультета педагогики и Практической психологии Луговик С.В. Ростов-на-Дону 2010г.
Цели и задачи проекта Цели: Расширить и систематизировать знания о роли педагога в профилактике и коррекции расстройств речи у детей.Собрать игры и упражнения по развитию речи, подготовка презентации по данной теме. Задачи:Поиск и анализ информационного материала, сопровождаемого играми и упражнениями обеспечивающими системность знаний.Выявление основных направлений педагогической помощи детям с речевыми нарушениями. Подбор игр и упражнений классифицируя их по виду деятельности.
Актуальность В последние годы наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, в том числе, и в речевом развитии. Если в 80-90-е годы около 30% старших дошкольников и 5-7% младших школьников имели различные речевые нарушения, то теперь эти цифры многократно возрастают. К тому же из детей-шестилеток, ежегодно направляемых в логопедические группы, в среднем 90% имеют ярко выраженную эмоциональную неустойчивость. Из них у 80% узкий диапазон эмоциональной выносливости, они не могут воспроизвести свои действия перед зрителями; 73% испытывают неуверенность во всем, что делают; 47% - неустойчивость и быстрые переходы в негативных эмоциях: страха в гнев, ревность в зависть. Почти для всех них характерна чрезмерная чувствительность, повышенная реактивность на замечания взрослых. Нарушения речи могут повлечь за собой вторичные психические наслоения, и исправлять это намного сложнее и длительнее.
Существуют 2 классификации речевых нарушений - клинико-педагогическая - психолого-педагогическая Все виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации делят на 2 группы:Нарушения устной речи. Нарушения письменной речи.
1. Нарушения устной речи. а) нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса,брадилалия – патологически замедленный темп речи,тахилалия - патологически ускоренный темп речи,заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченность органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками) речевого аппарата,ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;
б) нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга, афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.
2. Нарушения письменной речи:а) дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения,б) дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение письма.
Психолого-педагогическая классификация.Нарушение средств общения: а) фонетико-фонематическое недоразвитие речи,б) общее недоразвитие речи.Нарушение в применении средств общения:а) заикание,б) проявление речевого негативизма и др.
Основные направления педагогической помощи детям с речевыми нарушениями.Развитие познавательной деятельности.2. Развитие речи:- развитие понимания обращенной речи; - развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций); - развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения); - развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика); - работа над дыханием и голосом; - работа над темпом и ритмом речи.
3. Логоритмика. 4. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности. 5. Формирование математических представлений.6. Подготовка к обучению грамоте.7. Физическое развитие.8. Эстетическое воспитание.9. Социальная адаптация:формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками,формирование представлений о самом себе.
Цель работы педагога по развитию речи детей.
Вся работа по развитию речи должна проводиться под доступным и понятным детям девизом: Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб всем было понятно.
Элементы которые включают в себя занятия по развитию речи
1. Упражнение на развитие общих движений2. Упражнения на развитие внимания и памяти.Развитие слухового внимания.3. Упражнение на развитие речевого внимания4. Упражнения на развитие чувства ритма.Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа.5. Упражнения на развитие мелкой моторики.Пассивная гимнастика (массаж)
Пальчиковые игрыПотешки для мелкой моторикиУпражнения на развитие речевого дыханияУпражнения на развитие силы голоса Упражнение на развитие просодии Упражнения на координацию речи с движением Упражнения на развитие речевых и мимических движений
Список используемой литературы:«Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» В.К.Воробьёва – Астрель, 2005г.«Возрастная фонетика» Е.Н.Винарская, Г.М.Богомазова - Астрель, 2005г.«Упражнения на развитие речи для подготовки ребёнка к школе» Л.Г.Парамонова – Аквариум, 2005г.«Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков» И.Е.Ермакова – Просвещение, 1984г.«Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей» Е.С.Алмазова Просвещение, 1973г. Материалы сайтов: http://www.invalid-detstva.ru/nar_rech.php/nar_rech.php «Особый ребёнок» http://www.solnet.ee/parents/log_49.html Детский портал «Солнышко»