Для родителей“Предупреждение возникновения заикания”
Группы детей с фактором риска по заиканию Дети с тревожными чертами характера;Дети с ранним речевым развитием;Дети с некоторой задержкой речевого развития;Дети с генетическими факторами риска т.е. детис признаками левшества;Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычьем;Дети, имеющие в ближайшем речевомокружении лиц, страдающих заиканиемВ первую очередь профилактику против возникновения заикания и соблюдение для этого определённых правил необходимо применять именно к этим группам детей!!!
Дети с тревожными чертами характера У таких детей легко возникают страхи! Эти страхи могут возникать в результате запугивания, чтения книг или просмотра фильмов устрашающего содержания и т.п. Страх темноты.Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте передзасыпанием, так как это может усилить страхи изафиксировать их. Оставьте приглушенный свет в комнатезасыпающего ребенка, посидите с ним рядом, пока он неуснет. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к психоневрологу.
Случаи раннего речевого развития не следует оценивать как положительное явление! Не “перегружайте” ребёнка речевым общением;Максимально снижайте интенсивность поступающей информации;Проводите с ребёнком игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить внимание на процесс становления у них речевого дыхания.Если повторы слогов и слов и речь на вдохе не “сглаживаются” и не исчезают, необходимо начинать коррекционную педагогическую работу.
Дети с некоторой задержкой речевого развития Для таких детей необходима:Осторожная и умеренная стимуляции речевого развития. Надо формироватьзвукопроизносительную сторону речи и речевое дыхание;В период интенсивного накопления словаря иразвития фразовой речи у этих детей необходимо бытьпредельно внимательным к появлению повторов слогови слов. Если они не прекращаются на протяжении 3-4-хмесяцев необходимо переходить к коррекционнымвоздействиям, направленным на выработку плавности речи.
Дети с семейным левшеством До полного установления доминантной рукиорганизовывайте деятельность ребенкамаксимально активизируя правую руку. Необходимо последовательно, но в то же время не насильственно, вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку.Во время прогулок стараться держать ребенка за его правую руку и т.д. Если же ребенок, несмотря на эти мероприятия, настойчиво продолжает пользоваться левой рукой, не следует этого запрещать ребенку.
Наличие заикающихся в семье Рекомендуется значительное ограничить речевоеобщения заикающегося с маленьким ребенком, особеннов период формирования у того фразовой речи. Ихобщение может протекать только при использованиитаких видов речи, в которых у взрослого заикающегосяне проявляется заикания. Заикающимся родителям рекомендуется пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.
Ребёнок в условиях семьи с двуязычием Создайте условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4-м годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.
Родители ваша речь является образцом для ваших детей!!! Общие правила речевого поведения для родителей: речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной и чёткой,умеренной по темпу;нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;
взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;при общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом, полностью выслушивать ребёнка; ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.
Дорогие родители!Читайте своим детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизованная речь способствует выработке правильных автоматических речевых движений.
Над презентацией работала: студентка 307 группы 3 курса дневной формы получения образования Марковская Анна ИвановнаСпасибо за внимание!