Работа педагога с трудными подростками
Дети группы риска Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.Дети, находящиеся в особо трудных жизненных обстоятельствах..Дети, оставшиеся без попечения родителей.Дети , оказавшиеся в социально опасных условиях.Дети, нуждающиеся в общественном воспитании.Дети, нуждающиеся в помощи государства.
Кого называют трудными подростками?Трудные подростки - дети с отклоняющимся поведением
Какое поведение называется отклоняющимся? Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами.
Факторы, обуславливающие отклоняющееся поведение: Биологические (нарушение умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты)Психологические (нервно-психические заболевания)Социально-психологические(дефекты школьного, семейного или общественного воспитания, приводящие к нарушениям процесса социализации)
Стадии отклоняющегося поведения Неодобряемое поведениеПорицаемое поведениеДевиантное поведениеПредпреступное поведение Противоправное поведение
Отклоняющееся поведение – одна из форм школьной дезадаптации, которойподвержены: Дети, имеющие проблемы в умственном развитииДети, имеющие проблемы в физическом развитииУчащиеся с проблемами в поведении и общенииУчащиеся с проблемами со здоровьемДети подверженныё насилиюПодростки с различными видами зависимости (алкоголь, наркотики, табакокурение)Подростки с нетрадиционной сексуальной ориентацией и с опережающим половым развитием
Причины отклонения в поведении детей и подростков
Индикаторы неблагополучия ребёнка наблюдаются в следующих сферах: Учебная деятельностьВзаимоотношения со сверстникамиВзаимоотношения со взрослымиПроведение свободного времениОтношение к труду и профессиональная ориентацияПоведение и поступки
Неблагоприятные условия семейного воспитания: Асоциальное поведение родителейНедостаточное внимание и любовь со стороны родителейГиперопекаЧрезмерное удовлетворение потребностей ребёнкаЧрезмерная требовательность и авторитарность со стороны родителей
Недостатки в учебно-воспитательном процессе: Стрессогенные технологии проведения уроков и оценивания знанийНегативные установки в отношении отдельных учащихсяНизкий профессиональный уровень учителяНедостатки организационного характера в работе с детьми группы рискаОтрицательное влияние стихийно-группового общения
Выявление и учёт детей с отклоняющимся поведением
Способы получения информации: Анализ классных журналовОпрос мнений учителей-предметников о ребёнкеАнализ учёта посещаемостиАнализ фиксированных нарушений дисциплиныБеседы с родителямиСоциометрические исследованияНаблюденияБеседы с ребёнкомЗапрос информации из подразделения по делам несовершеннолетних
Устранение причин нравственной деформациив поведении ребёнка
Устранение причин нравственной деформации личности и отклонений в поведении ребёнка Организационные мероприятияПланирование работы с учащимися , с родителями, с педколлективомВовлечение учащихся в различные виды положительной деятельностиИзменение характера личных отношений педагогов и воспитанников
Организационные мероприятия
Работа с учащимися
Работа с родителями
Работа с педколлективом
Подходы в учебно-познавательной деятельности Создание ситуации успеха (сочетание обстоятельств, которые обеспечивают успех, результат той или иной ситуации)Диалог (комфортная доброжелательная обстановка, поощрение того, кто задаёт вопрос и высказывает своё мнение, спор и защита собственной позиции, попытка докопаться до истины, совместный творческий поиск)
Первичное воздействие педагога на осложненное поведение Не удивляться такому поведениюПрисоединитьсяОписание сложившихся обстоятельств в связи с поведением ребёнкаАппеляция к разуму ребёнка
Система работы с детьми осложнённого поведения Положительное подкреплениеТерпениеПерспектива жизниИнструкцияКатегорическое требованиеПедагогическая поддержкаИзменение материальных условийОрганизация действийПринуждениеБезусловное уважение
Литература Сушкова С. «Диалог на уроке – залог успеха в воспитании и обучении школьников группы риска» ж. «Воспитание школьников»№2 2005г.Трус И. «Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания» ж. «Воспитание школьников» №7 2002г.Андрияхина Н.В. и др. «Работа педагога по профилактике правонарушений: три занятия для системы повышения квалификации» ж.»Классный руководитель» №5 5006 г.Н.Е.Щуркова «Педагогическая технология» Педагогическое общество России . Москва 2005 год.
Составитель Михеева Т.Ю. заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Чёлмужская средняя школа»2007год