Основные формы и методы работы социального педагога в школе . Исаевой Тамары ВасильевныМОУ «Приводинская СОШ»
Социальный педагог-ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи ребёнку.
ЦЕЛЬ:осуществление мероприятий по социальной защите детей и социальному развитию личности в школе
ЗАДАЧИ:выявить содержание и формы деятельности социального педагога в школе.
МЕТОДЫ НаблюденияУбежденияБеседыСоциометрии
ФУНКЦИИ ДиагностическаяОбразовательно-воспитательнаяПрогностическая и экспертнаяОрганизационно- коммуникативнаяОхранно- защитнаяПосредническая
Направления работы Организация социальной заботы (бесплатное питание, благотворительные акции, материальная помощь)Защита ребёнка попавшего в трудную жизненную ситуациюВыявление и работа с неблагополучными семьямиРабота с многодетными и малообеспеченными семьямиПрофилактическая работа ( внутришкольный учёт и учёт ИДН, Советы профилактики, родительский патруль )Работа опекаемыми детьмиТрудоустройство подростков
СХЕМА РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ
Документация социального педагога (банк данных) Планы и отчётыРабочая тетрадь (ежедневного учёта работы)Социальные паспорта классов и школыАкты обследования и соц.карты учащихсяМногодетные семьиОпекунские семьиРабота с семьёйКартотека внутришкольного учёта и учёта ИДНХарактеристики на учащихсяПротоколы Совета профилактикиОбъяснительныеТетрадь учёта работы с детьми группы рискаДокументация по бесплатному питаниюДокументация по трудоустройству подростковАнкетыХодатайства
Приложение № 1АКТобследования материально-бытовых условий семьи «_____» _____________200__г.Кто обследовал (Ф.И.О.,должность) _____________________________________________________________________________________________________________________________________Сего числа обследование воспитания детей и материально - бытовых условий семьи 1. Ф.И.О. отца, матери ____________________________________________________________2. Домашний адрес, телефон _______________________________________________________3.Число,месяц,год рождения:отца _______________________________ место рождения ______________________________матери ____________________________ место рождения _______________________________4. Образование: отца _____________________________________________________________матери ______________________________________________________5. Место работы и занимаемая должность :отца ______________________ последнее место работы _____________________________матери __________________________ последнее место работы _______________________6. Материально – бытовые условия : характеристика жилья, площадь, гигиенические условия, наличие места для сна, наличие постельного белья, внешний вид детей, места для занятий, наличие еды, игрушек, книг, игр, кто проживает по данному адресу, где учатся остальные члены семьи, их взаимоотношения, интересы членов семьи, наличие огородов (дач) в семье._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Мнение школы (бывал ли классный руководитель в семье, причина посещения) какие приняты меры к семье ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Выводы проверяющих ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подписи проверяющих ________________________________________________________________
Приложение № 2Социальный паспорт учащегося и его семьи.Ф.И.О. ____________________________________________________________________________Дата рождения _____________________________________________________________________Класс , школа ______________________________________________________________________Классный руководитель _____________________________________________________________ Дата заполнения ________________________________________________________________________________Домашний адрес ___________________________________________________________________Телефон _________________________________________________________________________Мать: ____________________________________________________________________________Место работы _____________________________________________________________________Должность _______________________________________________________________________Образование ______________________________________________________________________Отец: ___________________________________________________________________________Место работы _____________________________________________________________________Должность _______________________________________________________________________Образование _____________________________________________________________________Сведения о других детях в семье: 1.__________________________________________________2. _______________________________________________________________________________3. _______________________________________________________________________________Бытовые условия жизни учащегося ( что представляет место для сна , учёбы, наличие постельных принадлежностей, их чистота, внешний вид помещения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Взаимоотношения учащихся с родителями: Особенности семейного воспитания:- атмосфера в семье дружелюбия - строгий контроль за поведением ребёнка- отношения близкие, доверительные - ограничение самостоятельности- отношения отчужденные - большая самостоятельность ребёнка- взаимоотношение ребёнка с родителями - родители сотрудничают с ребёнком - нет взаимопонимания - вступают в противоречия с учителем
Посещение учащихся на дому (кем, какие приняты меры, результат) Какое положение занимает учащийся в коллективе? (лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)Межличностное общение:
Приложение № 3 Социальный паспорт класса( школы) ____
Приложение № 4Учётная карточка состоящего на учёте в ИДНФамилия И.О. _____________________________________________________________________Причина постановки ________________________ Дата постановки _________________________Возраст: год, число, месяц ___________________________________________________________Образование: в какой школе учился (учится) ____________________________________________ Сколько классов окончил (а ) ______________________Сведения о родителях: ____________________________ Место работы родителей _____________Отец: ф.и.о. ______________________________________________________________________Мать: ф. и.о. ____________________________________________________________________Члены семьи: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Домашний адрес: __________________________________________________________________
Приложение № 5Учётная карточка состоящего на внутришкольном учётеФамилия И.О. ______________________________________________________________Возраст: год, число ,месяц ____________________________________________________Класс _____________________________________________________________________Классный руководитель ______________________________________________________Причина постановки на учёт __________________________________________________Сведения о родителях:Отец: ф.и.о. _______________________ место работы _____________________________Мать: ф.и.о. _______________________ место работы _____________________________Члены семьи:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________Домашний адрес:__________________________________________________________________________
Приложение № 6Работа с семьёй
Приложение № 7Карта ребёнка сироты Фамилия имя отчествоДата рожденияКлассУспеваемостьДата оформления опекиФ.И.О. опекуна, кем является ребёнкуМесто работы опекунаАдрес, за которым закреплено жильё ребёнка, использование жилья сиротыИмущество сиротыАдрес по которому проживает ребёнокДанные о родителяхЧто можно сделать для ребёнка? (бесплатное питание, отдых летом, помощь)С кем имеет контакт.
З а к л ю ч е н и еИтак , работа социального педагога направлена на выявление детей, нуждающихся в социальной помощи. Это дети, имеющие плохую успеваемость, систематически пропускающие уроки без уважительных причин, состоящие на учёте в ИДН. Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом внимании. Определение нужд, потребностей этих семей, их проблем, определение позитивных и негативных сторон, которые затем учитываются в процессе работы с ними.