Основные формы работы с одарёнными детьми Учитель математики и физики I категории Новоникольская С.Ш.
Одна из важнейших задач современной школы, решение которой ожидают от учителя и родители, и общество – индивидуальный подход учителя к ребенку и создание на этой основе оптимальных условий развития для каждого ученика.
В связи с этим возникает необходимость использовать элементы психолого-педагогического изучения детей с интеллектуальными и специальными способностями, что предлагает наличие знаний, умений и навыков работы у педагогов и психологов организаций образования.
Организация работы 1.Выявление одарённых детей по предметам математика и физика. (использую методику диагностики одарённости Савенкова А.И. для выявления математических способностей и тест Беннета оценки уровня развития технического мышления для выявления способностей по физике ) 2.Подбираю соответствующий материал для работы с детьми имеющими способности. 3. Планирую работу по определённым темам.
Выявить одарённых детей это ещё не значит добиться успеха и результата. Необходимо разработать план согласно которого будет осуществляться работа. План работы с одарёнными детьми Основная тема работы Под тема №1 Под тема №2 Под тема №3 литература литература литература
Результаты работы ребёнка необходимо отслеживать, то есть вести тематический учёт знаний, умений, навыков учащихся. Тематический учёт знаний, умений, навыков учащихся. предмет: ________________ Ф.И.учащегося: ___________ Класс: ___________________ № Знание теор. материала Домашнее задание Работа с препод. Творч. задание Практ. работа зачёт Контр.раб. 1 2 3 I II III
При планировании работы с одарёнными детьми необходимо учитывать потребность общества в грамотных и всестороннеразвитых личностях, умеющих применять полученные знания в различных жизненных ситуациях, а это значит что при развитии, к примеру, знаний по математике или физики должна прослеживаться связь и с другими науками.
Задания должны содержать доступность и в тоже время научность. Задания подбираю для учащихся такие, чтобы развить их умственные способности, творческие, логическое мышление, абстрактное, задания познавательного характера и т.д.
Работу разделяю на три ступени: 5-6 классы 7-9 классы 10-11 классы Тестирую учащихся в 5 классе и работаю с ними до 11 класса.
I ступень В 5-6 классах учащимся необходимо привить интерес к углубленному изучению математики. Можно использовать следующие задания:
Математический объект Фольклорный объект примечание 1 2 3 окружность Любовь-кольцо, а у кольца Начала нет и нет конца Простые числа Прошёл уже сквозь сито и решето Имеется в виду метод отбора простых чисел-решето Эрастофена Умножение отрицательных чисел Клин клином вышибают (русская пословица) При избавлении от минуса у отрицательного числа. Область допустимых значений Каждый гриб в руки берут, Да не каждый в кузов кладут. Симметрия Загадка: Перед нами-вверх ногами, пред тобой-вверх головой. Отгадка: отражение в воде
Можно использовать задания познавательного характера связанные с математическими объектами Тому, кто путешествовал поездом, приходилось обращать внимание на столбики с номерами вдоль железной дороги. Их называют километровыми столбиками. И числа на них- не что иное, как координата точки на железнодорожной линии. Любое тело стремится двигаться по прямой линии. Для того, чтобы тело изменило направление своего движения, к нему надо приложить силу.
Одинаковыми буквами обозначены одинаковые цифры, разными-разные цифры. Восстановите цифровую запись примера: маша + клаша сестры Можно использовать метограммы, ребусы, кроссворды и т.д.
II ступень Так как учащиеся в 7-9 классах знают больше математических понятий, можно использовать более сложные задания
Магические и латинские квадраты
Изучение равновеликих и равносоставленных фигур.
25 кружочков разместили по диагоналям и осям квадратов. Впишите в кружочки все целые числа от 1 до 25 так, чтобы сумма каждых семи чисел, стоящих на диагонали квадратов или на оси симметрии, была одна и та же.
Развёртка фигур (практическая работа)
На втором этапе необходимо ввести решение усложнённых заданий школьного курса и заданий внепрограммного материала
III этап Учащиеся сами выбирают по каким темам они хотели бы заниматься и в какой форме. Чаще всего они выбирают: Подготовка к олимпиаде Подготовка к ЕНТ Творческая работа Практическое решение заданий внепрограммного материала
Изучение физики вводится в 7 классе Работу с одарёнными по физике планирую в два этапа 7-8 классы 9-11 классы
I этап 7-8 класс Объяснение физических явлений на основе изученных законов, с использованием рисунков. Объяснение пословиц и поговорок в которых скрыты физические явления. Выполнение лабораторных и практических работ с использованием подручных материалов. Разгадывание ребусов и т.д
Лабораторные работы
Пословицы Под лежачий камень вода не течёт. Как аукнется так откликнется. Как с гуся вода. Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.
II этап 9-11 классы Решение олимпиадных задач. Решение задач повышенной сложности. Выполнение практических и лабораторных работ. Выполнение творческих работ.
Результаты работы с 2009 года Участие в школьной одиссеи по математике (Абинова Динара, Ахметова Шолпан 2009 г) Участие в тестировании Алма-атинским университетом по физике 2009г (Абинова Д, Ахметова Ш показали лучший результат по району) Участие в математическом конкурсе «Кенгуру» Второе место по математике в районной олимпиаде Бурцев Никита 11 класс 2011-2012 учебный год.
Все вместе, сообща и помогая друг другу мы сможем делясь наработанным опытом усовершенствовать систему работы с одарёнными детьми.