Министерство образования и науки РБКабанский районМОУ «Каменская средняя школа № 2 ПРОЕКТШкола – правовая площадка« От правовых знаний - к гражданской позиции»
Единственно верный путь ко всем реформам является постепенное воспитание правосознания.И.А. Ильин Низкий уровень правовой культуры социума, правовой нигилизм молодежи, гражданская пассивность, слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон.Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.
Постановка проблемы, обоснование проекта I этап – диагностико – исследовательская работа среди учащихся 8 – 11 классов выделила круг проблем поселка: - безработица; - неблагополучное экологическое состояние поселка; - наркомания и рост преступности среди молодежи; - низкий социальный уровень жизни; - низкая правовая культура; - гражданская пассивность.
II этап - исследование общественного мнения с помощью социологических опросов разных возрастных групп.Опрошено 150 респондентов.Из них:младшее звено (5 -6 класс) – 37 человек;среднее звено (7 – 8 класс) – 41 человек;старшее звено (9 -11 класс) – 33 человека;взрослые - 39 человек.
Результаты социологического опроса
Выявлена основная проблема: Противоречие между необходимостью реализации общеобразовательным учреждении функций центра правового пространства и неразработанностью теоретических и методологических основ этого процесса актуализировали проблему разработки новой модели школы в условиях поселка городского типа
Цель проекта: Создать модель школы – правовой площадки «От правовых знаний – к гражданской позиции».Разработать, теоретически обосновать и реализовать систему правового образования и воспитания молодого гражданина.Популяризировать права ребенка, формировать активную позицию населения по особой роли семьи в воспитании правосознания нового поколения.
Задачи, направленные на достижение этой цели: 1. Создать непрерывную систему правового образования, воспитания «Детский сад – школа - ВУЗ».2. Скоординировать взаимодействие школы, семьи и общественности по правовому просвещению (повышение правовой и педагогической культуры родителей для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей).3. Воспитать гражданина правового демократического общества через изучение правовой и государственной систем нашей страны4. Обновить содержание образования и воспитания учащихся (правосознание школьников является первоосновой образовательной деятельности ученика и активным регулятором поведения).5 . Создать сетевое взаимодействие на основе кооперации школы с учреждениями дошкольного, школьного, дополнительного, высшего профессионального образования по формированию правового сознания и воспитания.
Ожидаемый результат: Снижение преступности среди подростков и молодежи.Рост правовой культуры, правосознания обучающихся, обеспечивающих надежное будущее государству и обществу.Занятость подростков во внеурочное время .Создание благоприятных условий для самореализации школьников.Сетевое взаимодействие общеобразовательного учреждения дошкольного, дополнительного и высшего профессионального образования
Краткое описание проекта: Возникшие идеи об усилении правовой подготовки школьников в период становления правового демократического государства привели к необходимости формирования правового сознания, усиления правовой подготовки школьников, необходимости единой концепции правового воспитания «Детский сад – школа – ВУЗ».Развитие правосознания дошкольников осуществляется через программу «Детская правовая площадка «Азбука права».Родительский университет «Основы семейной жизни» повысит правовую и педагогическую культуру молодых родителей, усилит их ответственность и сознательное отношение к воспитанию детей .
Краткое описание проекта: Процесс личностного усвоения правовых ценностей на втором этапе (1-4 классы) через программу «Дети – это граждане маленького роста».Перевести сформированные установки, правовые идеи, принципы в реальные поступки личности, причем на всех стадиях жизненного цикла личности: 5-8 класс - программа «От обычая к закону».Предпрофильная подготовка (9 класс), курс практического права «Детский правозащитный университет». Правовой профиль (10-11 класс) решает важную проблему самоопределения подростков в системе жизненных ценностей, его социализации и дальнейшей профессиональной карьеры.
Оптимизация учебного процесса за счет элементов правового обучения
Факультативный курс Дети - это граждане маленького роста
Целевые установки:Система знаний и умений на уровне применения.Практические умения и навыки.Расширение кругозора.Профессиональная ориентация
Пусть детствобудет безопасным Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно – транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Основные задачи правового класса: Дать учащимся основы профессиональных знаний, необходимых для дальнейшего обучения в специальных средних и высших учебных заведениях МВД РБ.; Сформировать высокие нравственные и волевые качества, дисциплинированность, любовь к избранной профессии; Подготовить учащихся физически здоровыми и выносливыми, способными стойко переносить трудности предстоящей службы в рядах РА и ОВД.
Выпускникам правового класса выдается Аттестат о среднем (полном) общем образованииВкладыш в аттестат об окончании правового класса
Модель выпускника профильного правового класса Занимает активную гражданскую позицию, стремится к знаниям;Знает основополагающие нормы гражданского права, политико – правовую ценность института управления современного демократического государства;Живет так, чтобы каждый день становился вкладом в наше время; Во взаимоотношениях с окружающими преобладает взаимоуважение, доброжелательность, гуманизм;Умеет отвечать за слова и поступки;Умеет сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации;Владеет навыками электорально - правовой культуры и несет её людям;Развитые способности к критическому самосознанию, самодисциплинированности.
Механизм реализации проекта Аналитический этап:- предпроектная диагностика;анализ деятельности школы (за последние 3 года).изучение социума поселка; обсуждение гражданского заказа;анализ состояния ресурсной базы;создание постоянно действующего семинара (методические основы экспериментальной работы школы)
Практический этап:создание нормативно – правовой базы для реализации проекта;Создание программы гражданско – правового образования и воспитания в системе «Детский сад – школа – ВУЗ (в рамках профиля)»;Координация взаимодействия школы – правовой площадки «От правовых знаний - к гражданской позиции» с социумом;Введение должности «Уполномоченный по защите прав ребенка»Расширение общекультурного кругозора, формирование правовой культуры гражданской грамотности через школьный информационно – правовой центр «Медиа+»
Практический этап:Модернизация технологии школьного самоуправления, оптимизация учебного процесса за счет элементов правового обучения «Школьная мэрия»Создание механизма управления проектом;Изменение структуры и содержания правового обучения и воспитания в школе путем введения элективных курсов предпрофильной и профильной подготовки; Работа клуба Молодого избирателя «Наш выбор»;Правовой родительский университет «Основы семейной жизни».
Перспективы развития проекта: Методическая работа правовой площадки в образовательном пространстве района;Проведение районных правовых игр, конкурсов, олимпиад, конференций;Проведение конкурсов творческих работ и социальных проектов учащихся ;Издание правового бюллетеня для подростков и родителей «Правовой калейдоскоп».
Назначение проекта: Реализация модели Школа – правовая площадка «От правовых знаний – к гражданской позиции» позволит обогатить формы взаимодействия ОУ с окружающим его социумом в целях создания более эффективных условия для успешной социализации и формирования правового сознания личности.