Основные направления и функции социального педагога в профориентационной работе. Выступление соц. педагога МС(к) ОУ VIII вида Е.А. Куликовой на педсовете 2011 г.
Задачи профориентационной работы: Способствовать формированию у школьников адекватной самооценки, Оказывать педподдержку детям в процессе их профессионального жизненного самоопределения,Осуществлять консультации учащихся по социальным вопросам,Оказывать помощь классным руководителям в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Направления работы: Становление жизненной перспективы,Формирование положительного отношения к труду,Обеспечение продуктивности социальных контактов
Основные функции социального педагога в профориентационной работе: Диагностическая; Организационная; Информационно-просветительская; Мотивационная; Профилактическая;Воспитательная; Коммуникативная.
Характеристика профессиональных намерений и жизненных планов "трудного" подростка: 1. Профессиональные намерения и планы отсутствуют: а) из-за негативизма и циничного отношения к труду, б) по легкомыслию и бездумности.2. Планы неопределенные, иногда нереальные.3. Планы и профнамерения определились, но нет активной подготовки к будущей профессии.
Причины отсутствия интереса к профессиональному выбору: недостаточный уровень знаний, умений и навыков;личностные проблемы (комплекс вины, неполноценности и т. д.); негативное влияние среды: семьи, компании знакомых.
Формы и методы профориентационной работы: рассказы о профессиях, просмотр видеороликов,беседы,чтение художественной литературы, экскурсии на предприятия и т.д.
Занятия с учащимися по профориентации в МС(к) ОУ VIII вида 7 класс – 2 занятия -рабочие специальности в растениеводстве8 класс – 6 занятий- рабочие специальности в животноводстве9 класс – 8 занятий- рабочие специальности в промышленности
Основные показатели готовности к самостоятельной жизни: реальный и конкретный характер жизненных планов,адекватное профессиональное самоопределение,готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи,социально-нормативное поведение,умение использовать личный опыт в изменяющихся условиях.