Работа с одарёнными детьми. Подготовила Дэр Валентина Павловна,Учитель МОУ «СОШ им. Г.И. Успенского», д. Сябреницы.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ - интегральная оценка уровня развития способностей специальных, связанная с развитием конкретных способностей, но вместе достаточно независимая от каждой из них отдельно. Понятие было впервые сформулировано в середине XIX в. английским психологом Ф. Гальтоном.Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности - способности, относительно слабо связанные взаимно.При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая.
ОДАРЕННОСТЬ РАННЯЯ - одаренность специальная или общая, обнаруживаемая у детей. Время проявления одаренностей в разных сферах различно. Особенно рано проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем - в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.
Методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный;
Формы работы: 1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;2. консультирование по возникшей проблеме;3. научные кружки, общества4. дискуссия;5 ТРИЗ;6. игры.
Очень важны: предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; проекты по различной тематике; игра «Научно - исследовательская лаборатория»; ролевые игры; индивидуальные творческие задания;
Проблемы одаренных детей. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Учителю-предметнику в работе необходимо: 1.Составить план занятий с ребенком, учитывая склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка. 2. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени. 3. Ребенку предоставить: название темы.план изучения темы основные вопросы понятия и термины, которые он должен усвоить практические работы список необходимой литературы формы контроля задания для самопроверки
Для анализа результатов работы оформить таблицу: предмет дата и время консультаций главные рассматриваемые вопросы время работы с темой по программе фактическое затраченное время дополнительные вопросы, не предусмотренные программой невыясненные вопросы причины отклонений от сроков.
Этапы работы с одарёнными детьми по естественнонаучному сопровождению Выявление детей, интересующихся предметом, путём наблюдений.Привлечение этих учащихся к выполнению творческих заданий на уроке.Вовлечение во внеурочную деятельность биологического, экологического характера.Работа над экологическими проектами.Участие детей в предметных олимпиадах.Ориентация на профессии биологической направленности.Подготовка к экзаменам по предметам естественнонаучного цикла.
Результат работы с одарёнными детьми за последние 3 года. 2008 год. Попова Ольга участвовала в районной (2 место) и областной экологической конференции. ГИА. Первый раз сдавали экзамен в новой форме. В районе только наши учащиеся сдавали химию и биологию (Амбарцумян Анна и Чернышева Дарья).ГИА в 9 классе выбрали химию 3 человека из 11, географию 2 человека. 2009 год. В районной экологической олимпиаде призовые места у Тишкиной Марины и Калининой Зарины.2010 год. ЕГЭ по биологии сдавали Амбарцумян Анна, Чернышева Дарья, Леонов Андрей, Агафонов Евгений. Результат выше районного. Поступила в НовГУ на факультеты: медицинский, биологический; Университет им. Герцена на физвоспитание.Берзух Антон участвовал в районной (2 место) и областной экологической конференции.Тишкина Марина заняла 1 место в районной олимпиаде по биологии и участвовала в областной.К экзамену по биологии готовятся 4 человека из 11.
Планирование дальнейшей работы. Изучить особенности работы с одарёнными детьми. Перейти в работе от интуиций к системе.Провести диагностику для выявления способностей у детей.Составить программу развития одарённых детей и поэтапного отслеживания результатов их достижений.
Литература. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83. Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров.Ленинград, 1991. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО,ЧГИИК, 1993. – 40 с. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с. Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34. Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.