Работа с одарёнными детьми МОУ гимназия № 7 им. св. Питирима, епископа ТамбовскогоЕвреинова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов Материал для педсовета, январь 2010 г.
Актуальность данной проблемы В свете Концепции модернизации образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
ОдарЁнность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Характеристика познавательных возможностей учащихся
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети обычно обладают: отличной памятью; их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;большой словарный запас;маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;легко справляются с познавательной неопределенностью и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
три категории одаренных детей: Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ). Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Как выявить одаренного ребенка ? Нужно: определить, что такое одаренность;по каким признакам в каком возрасте можно отнести к одаренным;разработать диагностические методики;правильно организовать обследование детей.
виды одаренности
Учитель должен быть: увлечен своим делом;способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; профессионально грамотным;интеллектуальным, нравственным и эрудированным; проводником передовых педагогических технологий; психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися: творческие мастерские;групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;факультативы;кружки по интересам; занятия исследовательской деятельностью;конкурсы;интеллектуальный марафон; научно-практические конференции;участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам;учеба в краевом центре творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей «Поиск»;сотрудничество с другими школами, ВУЗами.