«Школьный стандарт профилактики» Реализация проектав 2009-2010 учебном году
Этапы реализации проекта Базовая часть – внедрение в ОУ города.Вариативная часть – обучение тьюторов и школ города.Профилактика суицидов;Профилактика аддиктивного поведения;Профилактика экстремизма.
Цель семинара: познакомить с современными подходами к организации деятельности по профилактике суицидов детей и подростков в рамках школьного стандарта профилактики. Задачи семинара:Представить статистическую информацию о случаях суицидов среди детей и подростков.Дать знания о причинах, факторах и механизмах суицидального поведения детей и подростков.Познакомить с технологией ???.
Статистические данныеМ
Суицидальная карта мира
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) делит все страны по показателю суицидана три группы: По прогнозу ВОЗ к 2020ежегодно будуткончать самоубийством 1 500 000 человек.
Профессиональная деятельность
Суицид в России
Подростковый возраст За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза.Самоубийства начинают регистрироваться в возрасте 8-9 лет.Значительный рост смертности от самоубийств наблюдается в возрасте 10-14 лет и 15-19 лет.Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства.В докладе шведского Центра суицидальных исследований сообщается, что по количеству подростковых самоубийств среди детей в возрасте от 15 до 19 лет Россия занимает первое место.
Поведенческие реакции
Суицидальное поведение: Суицидальные покушенияСуицидальные попыткиСуицидальные проявления
Основные мотивы обида протест одиночество, стыд недовольство собой невыносимость эмоциональных переживаний
Факторы риска и защиты в пространстве личности в социальном пространстве(микросоциум, макросоциум)
Пространство личности
Социальное пространство
Социальное пространство
Виды истинные скрытые демонстративные
ПРИЗНАКИ БЕСПОКОЙСТВА ребенок становится грустнее или тише, чем обычноизбегает занятий, которые ранее доставляли ему удовольствиеу него появляются проблемы в школеисчезают планы на будущеевозникают нарушения сна, особенно гиперсомнияпотеря аппетита стремление привести в порядок дела раздача вещейнаписание длинных писем с упоминанием самоубийства или смерти вообще явные попытки самоубийства
Способы предотвращения суицидальных попыток Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации. Уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение. Формирование компенсаторных механизмов поведения. Формирование адекватного отношения к жизни и смерти.
Базовые компоненты жизнестойкости оптимальная смысловая регуляцияадекватная самооценкаразвитые волевые качествавысокий уровень социальной компетентностиразвитые коммуникативные навыки
Педагогическая профилактика суицидального поведения деятельность по формированию у подростков знаний и опыта быть жизнестойкой личностью на основе жизнеутверждающего содержания.
Принципы: Принцип ценности личности и уникальности личности. Принцип приоритета личностного развития.Принцип жизнеутверждающего содержания педагогической профилактики.Принцип стимулирования осознанного саморазвития.Принцип сочетания «социального закаливания» подростка, и ответственности педагога за его духовное, психологическое и физическое благополучие.
Профиль факторов риска и защиты
Этапы суицидального риска
Направления профилактической работы: Информационно-просветительское (знания)Интерактивное (умения)Альтернативное (навыки)
Наилучшим фундаментом для любой инициативы по профилактике среди молодежи служат оценка местной ситуации и правильное планирование
Этапы организации профилактической работы 1. Исходная оценка ситуации.2. Анализ полученной информации, выделение факторов риска и защиты.3. Выявление потребностей целевых аудиторий (родителей, подростков, педагогов).4. Разработка проекта, либо мероприятия (знания, умения, навыки).5. Реализация проекта.6. Оценка эффективности.
Выявление потребностей целевых аудиторий(родителей, подростков, педагогов) что подростки, родители, педагоги знают и что хотят узнать о возможности получения помощи в трудной жизненной ситуации; каковы в настоящее время ценности, позиция, мнения и представления их о подростковом суицидальном поведении; какими навыками учащиеся уже овладели и какие навыки еще нужно развивать для преодоления трудных жизненных ситуаций; как родители и педагоги могут помочь подросткам в преодолении трудных жизненных ситуаций.
Формы исходной оценки ситуации анкетирование;опрос подростков, родителей, педагогов;опрос ключевых информаторов;анализ архивных документов и статистики;«письмо другу».
Цель исходной оценки ситуации Что хотим получить? Как будем использовать полученную информацию?
Какие реакции (эмоции, мимику, жесты, вербальные проявления) подростков, родителей, педагогов на задаваемые вопросы вам удалось наблюдать?Какие ощущения, эмоции, чувства вызывали у вас задаваемые вопросы?
Задание:Определите факторы риска и защиты в целевой аудитории.Выявите потребности подростков, родителей, педагогов, обсудив их ответы на задаваемые вопросы. Предложите мероприятие по профилактике суицидального поведения подростков, опираясь только на полученные ответы. Укажите форму и цель мероприятия.
Соотношение понятий
Что вы чувствовали, когда вас вовлекали в мероприятие?2. Какие формы активации использовали педагоги, вовлекая вас в мероприятие (манипуляцию, стимуляцию, мотивацию)?
Стимуляция Манипуляция Мотивация
В какой мере вопросы способствовали (не способствовали) выявлению факторов риска и защиты и потребностей (желаний, интересов) целевых групп?2. Получилось ли спланировать мероприятие адекватное потребностям целевых групп?3.На сколько удалось вовлечь подростков, родителей, педагогов в предлагаемое мероприятие? Возникали ли при этом трудности и какие?