Сенсорная комната как средство развития коммуникативных возможностей и способностей.Павлова Любовь Иннокентьевнаучитель-логопедМОКУ С(К)ОШ-И №28 VIII вида г.Якутск
Дети-сироты представляют особую социальную категорию. В психической жизни ребенка сиротство оставляет тяжелые последствия. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение психического и личностного роста.В ходе логопедического обследования наиболее часто у них выявляются системное недоразвитие речи различной степени выраженности, которое протекает на фоне общих коммуникативных, эмоциональных расстройств и интеллектуальных нарушений.
С целью формирования коммуникативных навыков в связи со специфическими особенностями детей целесообразно использовать занятия в сенсорной комнате. С целью формирования коммуникативных навыков в связи со специфическими особенностями детей целесообразно использовать занятия в сенсорной комнате. В спокойной, доверительной обстановке сенсорной комнаты у ребенка создается ощущение защищенности, спокойствия, уверенности в себе, восстанавливается эмоциональный комфорт, снимается тревога. Сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и взрослым.
Игры и упражнения для развития коммуникативных возможностей и способностей.Цель: развитие коммуникативных навыков; выработка положительных черт характера; преодоление агрессивности, тревожности, замкнутости, застенчивости. Развивающие игры и упражнения с использованием мягкого напольного покрытия, сухих бассейна, душа, пуфика-кресла с гранулами, детских подушечек с гранулами. Занятия сопровождаются спокойной музыкой.
«Улыбка»: сидеть в кругу, передать улыбку рядом сидящему.«Общий круг»: здороваться глазами.«Комплименты»: говорить добрые слова и пожелания друг другу.«Связующая нить»: передать клубок ниток, сопровождая высказыванием добрых пожеланий друг другу.«Эхо»: повторять издаваемые звуки; взрослый произносит слово или фразу, а ребенок, находясь в противоположном конце комнаты, выполняя роль эха, должен повторить сказанное.
«Продолжи движение»: один ребенок начинает движение, другой его продолжает.«Разговор сквозь стекло»: объясняться жестами.«Зеркало»: повторять движения.«Секрет» - взрослый шепотом произносит слово или фразу, ребенок по секрету передает сказанное товарищу.
.Имитация звуков и движений животных, птиц, насекомых, природных явлений. «Кто как кричит?»: взрослый показывает изображение животного, а дети говорят, как оно кричит (лает, кукарекает, мычит…).Беседы, чтение художественных произведений. Стихотворений, заучивание коротких стихов, загадок.В сенсорной комнате можно успешно проводить игры, упражнения с целью закрепления, систематизации, уточнения активного словаря по лексическим темам.
Сказки-демонстрации. Например: сказка «Теремок». Детям предлагается построить теремок из разноцветных модулей. Распределяются роли, раздаются куклы. Организуется процесс инсценировки с последующим выступлением.
Таким образом, занятия в сенсорной комнате с использованием различных заданий, игровых упражнений, способствует развитию коммуникативных способностей и возможностей.
Спасибо за внимание!