Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» Всероссийский семинар«Учебная книга нового поколения как механизм управления учебной деятельностью учащегося»Самара 15 – 16 октября 2009 г.Современный УМК как средство опережающего развития школьников в условиях обновления содержания образования
«Наша новая школа» «…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем» «…ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению»
УМК «Естествознание – 21 век»Цель Издательство ориентирует разработку содержания УМК ЕН в направлении: развития системного мышления школьников на основе математического и информационного моделирования, как современного средства познания природы;становления исследовательской и проектной деятельности школьников в системе естественнонаучного образования; формирования единой естественнонаучной картины мира;развития ментального опыта учащихся
УМК «Естествознание – 21 век»Опорные принципы МетодологияСистемное представление учебной информацииПредметы ЕН рассматриваются как целостная система сведений о мире, связях, отношениях, зависимостях и закономерностях окружающей действительностиПредставление информации в УМК ЕН опирается на общие категории, универсальные методы познания и формализации знаний, межпредметные связи, практическую направленность знаний с опорой на актуальный опыт ребёнка
УМК «Естествознание – 21 век»Опорные принципы
УМК «Естествознание – 21 век»Опорные принципы МетодологияМоделирование как универсальный метод познавательной деятельностиПредставление информации в УМК ЕН осуществляется в сочетании методов индукции и дедукцииОперационно-деятельностный компонент УМК ЕН включает в себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения: умение наблюдать и анализировать объекты, процессы и явления, обобщать необходимые данные, формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу, синтезировать получаемые знания в форме математических, информационных и иных моделей, самостоятельно осуществлять научно обоснованное планирование и прогнозирование своих практических действий
УМК «Естествознание – 21 век»Опорные принципы
УМК «Естествознание – 21 век»Опорные принципы ПсихологияНаправленность компонентов УМК ЕН на обогащение ментального опыта учащегосяФорма представления учебных материалов УМК ЕН обеспечивает развитие когнитивного, метакогнитивного и интенционального опыта учащихсяКогнитивный опыт - психические механизмы, отвечающие за эффективную переработку информации, в том числе: способы кодирования информации, когнитивные схемы, семантические и понятийные структурыМетакогнитивный опыт – психические механизмы, обеспечивающие управление собственной интеллектуальной деятельностью, в том числе: непроизвольный и произвольный интеллектуальный контроль, метакогнитивная осведомленность, открытая познавательная позицияИнтенциональный опыт – психические механизмы, предопределяющие избирательность индивидуальных интеллектуальных склонностей, в том числе: интеллектуальные предпочтения, убеждения, умонастроения.
УМК «Естествознание – 21 век»Опорные принципы ПсихологияИндивидуализация обучения средствами учебного материалаУчёт индивидуальных интеллектуальных различий учащихся в образовательном процессе, сочетание типологически ориентированных форм представления содержания учебных материалов во всех компонентах УМК ЕНТипологизация изложения учебного материала предусматривает оптимальное сочетание вербального (словесно-семантического), образного (визуально-пространственного) и формального (символического) способов его изложения без нарушения единства и целостности представления учебной темы и создание средствами учебных материалов разного типа условий для учета познавательных стилей учащихся
УМК «Естествознание – 21 век»Опорные принципы ДидактикаОпора на требования ГОС и ЕГЭ Обеспечение соответствия содержания УМК концепции образовательных стандартов второго поколения Содержание УМК по каждому учебному предмету полностью удовлетворяет понятийному и функционально-деятельностному компонентам ГОС и тематике КИМ ЕГЭ соответствующего предметаОт активности учителя в процессе обучения – к активности учащегосяСодержание компонентов УМК ЕН ориентировано на управление познавательной деятельностью учащихся, при этом дидактический акцент смещается от преподавания к учению. УМК в составе своих компонентов обеспечивает необходимое разнообразие, полноту и достаточность средств для саморегуляции учебной деятельности учащихся
УМК «Естествознание – 21 век» Опорные принципы Примеры таблиц соответствия содержания УМК ГОС и КИМ ЕГЭ
УМК «Естествознание – 21 век»Опорные принципы ДидактикаОптимальное сочетание научного и методического аспектов в построении учебного предметаСодержание компонентов УМК базируется на исторической логике развития науки, рассматриваются важнейшие персоналии. Построение УМК ЕН обеспечивает оптимальное сочетание научного содержания и методики его организации как внутри учебного предмета, так и на уровне межпредметных связейКомплексный подход к использованию дидактических средств Реализация дидактических функций в ходе ЕН образования учащихся достигается использованием полного комплекса дидактических средств: учебника, учебной книги, рабочих тетрадей /практикумов, задачников, материалов для дополнительного чтения, элективных курсов, ЭОР и др., объединённых методическими рекомендациями /пособиями для учителя
УМК «Естествознание – 21 век»Опорные принципы
УМК «Естествознание – 21 век»Опорные принципы ДидактикаОрганизация обучения в открытой информационной средеОриентация содержания компонентов УМК ЕН на организацию познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ, ресурсов локальной сети школы, образовательных сетей региона, ресурсов Федеральных образовательных порталов, сетевых социальных сервисов и т.п. Ориентация на использование разнообразных технических ресурсов по предмету и цифрового оборудования для ЕН лабораторийЗначительное расширение информационного поля учащегося и учителя в процессе обучения, развитие ИКТ-компетентности учащихся, использование сетевых ресурсов для реализации индивидуальных познавательных интересов
УМК «Естествознание – 21 век»Опорные принципы
Состав УМК ЕН
УМК «Естествознание – 21 век»Сетевая поддержка учителя
УМК «Естествознание – 21 век»Сетевая поддержка учителя Участники образовательного кольца:Москва - БИНОМ Нальчик и школы КБРПетрозаводскНовосибирскЯкутскИркутскАрхангельскЕкатеринбург
УМК «Естествознание – 21 век»Сетевая поддержка учителя
Наши авторы: информатика Матвеева Наталья Владимировна, к.п.н., старший научный сотрудник ГНУ ИСМО (ИОСО РАО), автор УМК по информатике для 2 - 4 классов и ЦОР по информатике для 2 класса в Единой национальной коллекции. Член Федерального экспертного совета Минобразования РФПлаксин Михаил Александрович, доцент каф. математического обеспечения вычислительных систем Пермского госуниврситета, к.ф.м.н., член-корр. Академии информатизации образования РФ, учитель высшей категории, специалист по ТРИЗ 3-го уровня. Один из идеологов «Пермской версии» курса информатики, предлагающей интеграцию информатики, системологии и ТРИЗМогилев Александр Владимирович, д.п.н. профессор, автор учебников информатики в начальной школе и цифрового ресурса Мир информатики, готовит новый курс информатики, направленный на партнерство ребенка с компьютером на основе активного использования ИКТБосова Людмила Леонидовна, Заслуженный учитель РФ, к.п.н., ведущий научный сотрудник ИИО РАО, автор УМК по информатике для 5-7 классов и ЦОР к ним. Автор более 150 научно-методических трудов в области информатизации образования и методики преподавания информатики. Ведущий эксперт НФПК. Учитель информатики МОУ "Ивановская СОШ" Истринского района Московской областиСемакин Игорь Геннадьевич, д.п.н., профессор Пермского государственного университета, автор УМК по информатике для 8 - 11 классов и ЦОР по информатике для 8 - 9 классов в Единой коллекцииНиколай Дмитриевич Угринович, к.п.н., зав. лабораторией информатики Московского института открытого образования, автор учебного и программно-методического комплекса по курсу "Информатика и ИКТ" для 7 - 11 классов и ЦОР к нему
Шабунин Михаил Иванович, доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики МФТИ. Автор свыше 200 научных и учебно-методических работ, один из авторов учебников алгебры для 7-11 классов средней школы, учебных пособий для студентовВалерий Александрович Гусев, доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения математики МПГУ, автор школьных и вузовских учебников по геометрии и методике её преподаванияБашмаков Марк Иванович, один из организаторов Всесоюзных олимпиад, журнала "Квант". Автор учебных и научно-популярных книг. В 1989 году учебник по алгебре и началам анализа занял первое место на Всесоюзном конкурсе. Академик РАО, инициаторо проведения в России массовых игровых конкурсов, автор многочисленных международных проектов в области образования. В настоящее время 17 учебников для 1-11 классов входят в Федеральный перечень на 2009-2010 годСамоненко Юрий Анатольевич, профессор факультета психологии МГУ, кандидат физ-мат наук, доктор педaгогических наук, Президент Малой академии МГУКривченко Игорь Викторович, кандидат ф-м. наук, бизнес-тренер в крупном холдинге. Выпустил более 10 книг и брошюр. Участвовал в работе свыше 10 научно-практических конференций.
Наши авторы: биология, химия Михаил Борисович Беркинблит, к.б.н. - старший научный сотрудник ИППИ РАН. Организатор биологического отделения Всероссийской заочной многопредметной школы, автор экспериментальных учебников и задачников по биологии, методических пособий для заочного обучения школьников, научно-популярных книгЮлия Владимировна Малеева, к.б.н. - старший научный сотрудник каф. молекулярной биологии Биологического ф-та МГУ. Участвовала в организации школьных биологических олимпиад МГУ. Автор экспериментальных учебников по биологииЖилин Денис Михайлович, к.х.н., учитель химии школы №192 г. Москвы, разработчик наборов "Юный химик" и "Свет и цвет", а также лото "Катионы и анионы", автор книги "Теория систем: опыт построения курса" и ряда учебных и методических пособийСергей Менделевич Глаголев, к.б.н. - учитель биологии в профильных классах. Зам. директора гимназии по науке. Руководил биологическим отделением ВЗМШ. Автор методических пособий и экспериментальных учебников по биологииВладимир Викторович Чуб, д.б.н. - доцент кафедры физиологии растений Биологического ф-та МГУ. Автор ряда учебных пособий для биологического отделения ВЗМШ, учебников для ВУЗов, экспериментальных учебников по биологии для средней школы, научно-популярных книг о растенияхМануйлов Александр Викторович, к.х.н., ведущий научный сотрудник Института педагогических исследований одаренности детей РАО, г. Новосибирск, член Научно-методического совета по химии ФИПИ, г. Москва
Опорные школы БИНОМ
Системные эффекты УМК ЕН Переход от репродуктивного усвоения знаний к сознательному, формирование опыта самоорганизации познавательной деятельности, культуры работы с информацией, постепенное формирование навыков самообразованияГарантированное усвоение материала учащимися в объёмах, предусмотренных ГОС и КИМ ЕГЭ Формирование у учащихся целостного ЕН мировоззрения, развитие потребности к познанию и формирование системного опыта познавательной деятельности и практического применения знаний и уменийУсвоение учащимися универсальной логики познания, развитие общих интеллектуальных умений, приобретение опыта организации познавательной, исследовательской и проектной деятельности, развитие потребности в самообразовании
Системные эффекты УМК ЕН Реализация в ходе обучения задач интеллектуального воспитания учащихся как формы организации учебного процесса и внешкольной деятельности, в рамках которой каждому ученику оказывается индивидуализированная педагогическая помощь с целью совершенствования его интеллектуальных возможностейПовышение успешности обучения учащихся с разным профилем интеллектуальных способностей и познавательных предпочтенийВозможность выбора учителем и учащимися адекватной траектории обучения и построения образовательной технологии, в наибольшей степени отвечающей конкретным условиям
Руководство проекта