Стандарты второго поколения МОУ ООШ №6 г.Фурманова2010 г.
Между утвержденным в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (стандартом первого поколения) и проектом федерального государственного образовательного стандарта общего образования (стандартом второго поколения) существует много отличий. Среди них есть те, которые можно отнести к разряду определяющих сущность стандарта второго поколения.
Прежде всего, изменилось само понимание того, что такое стандарт. Раньше мы понимали под стандартом фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов. Недаром стандарты тогда мы нередко называли стандартами содержания образования.
Стандарт второго поколения будет регулировать не только содержание образования и планируемые образовательные результаты Он будет обеспечен гарантиями государства относительно того, что эти образовательные результаты будут достигаться в условиях определенной информационно-образовательной среды. Ее составляют, прежде всего, педагогические кадры, а также материально-техническое, финансово-экономическое, информационное обеспечение.
Расширены сфера действия стандарта и круг вопросов, которые он охватывает. Стандарт первого поколения включал в себя: - обязательный минимум содержания; - требования к уровню подготовки выпускников. Стандарт второго поколения включает три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ;требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ; требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.
Требования к структуре основных общеобразовательных программ (шире минимума содержания) -примерные программы по отдельным учебным предметам;-программа воспитания и социализации школьников;-программа формирования универсальных учебных действий;-система оценивания учебных достижений, принятая школой;-учебный план школы, включая внеурочную образовательную деятельность.
В стандарте второго поколения требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ.
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования.
К личностным (ценностным) результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.
К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.
Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося. Личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.Это следующее отличие нового поколения стандартов. Результаты разделили на те, которые относятся к конкретной личности и те, которые относятся к оценке системы образования в целом.
Требования к условиям осуществления образовательного процесса материально-техническое, учебно-методическое обеспечение школы; квалификация педагогических кадров; уровень финансирования; требования СанПиН и т.д.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.(Стратегия модернизации образования в РФ)