Педагогический совет: Реализация ФГОС. Стандарты второго поколения.
«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина».В.В. Путин Цель работы педагогического совета:оценить работу школы по ФГОС НОО и составить план действий администрации и педагогического коллектива, который необходимо выполнить до начала введения ФГОС ООО.
Задачи педагогического совета:
Федеральные государственные образовательные стандарты ФГОС Цель образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Инновационность стандартов второго поколения
Основные этапы 2001 год Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение правительства №1756-р от 29.12 2001г. 2004 год Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Приказ Минобр России № 1019 от 5 марта 2004г.
2006 год Социологические исследования образовательных потребностей Концепция ФГОС2007 год Изменения в закон «Об образовании» (Ст.№7)Разработка документов и материалов обеспечивающих ФГОС2008 год Апробация ФГОС начального общего образования 2009 год Постановление правительства о порядке разработки и утверждения ФГОС Утверждение ФГОС начального общего образования
2010 год Национальная инициатива «Наша новая школа» Введение ФГОС в начальной школе (в инициативном порядке)Создание координационного совета Примерная основная образовательная программа начального общего образования Распоряжение правительства о плане действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы. (№1507-Р от 07.09.2010 г.)Утверждение ФГОС основного общего образования (приказ №1897 17.12.2010 г.)
1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)2. ФГОС основного общего образования – утвержденприказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 18973. ФГОС среднего (полного) общего образования –утвержден приказом от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480)
Преемственность Опора на опыт советской и российской школы, лучший мировой опыт Результаты предшествующих реформ и проектов (модернизации образования, Приоритетного национального проекта «Образование», различных проектов ФЦПРО и пр.)Развитие отечественных научных теорий и концепций (развивающего обучения, «ядра и оболочки» и пр.)
Инновационность ФГОС Идеология Структура Содержание
Требования к структуре основной образовательной программык количеству и наименованию разделов (НОО-3, ООО-3, С(П)О – 3), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения;к минимальному и максимальному количеству учебных часов(НОО_от 2904 до 3375 за 4 года, ООО от 5267 до 6020 за 5 лет, С(П)О - от 2170 часов до 2590 часов (не более 37 часов в неделю ) за 2 года);к содержанию каждого из разделов;к соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для НОО,70/30% ООО, С(П)О);к организации внеурочной деятельности, к объему часов (НОО–до 1450 часов за 4 года, ООО - до 1350 часов за 5 лет, С(П)О- до 700 часов за два года обучения
Требования к структуре ООП
Федеральные государственные образовательные стандарты
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Требования к условиям реализации основной образовательной программы
Отличительные особенности ФГОС 1. Системно -деятельностный подход –это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
Отличия от традиционной концепции Больше разнообразных видов деятельности, включающих все предметы в широкий общеучебный и жизненный контекст(компетентностный подход) Меньше готовых знаний (выучивание правил, формул и таблиц наизусть), тренировки навыков(доведение навыков до автоматизма)
Усвоение детьми понятий на другом качественном уровне: было: я выучил и поэтому знаю;стало: я знаю не все, но я знаю, как это можно вычислить или где это можно узнать.
Отличительные особенности ФГОС2. Основная цель – развитие личности на основе УУД, освоение и познание мира3. Инновационный характер в струкруре стандартов – это требование к условиям осуществления образования
Отличительные особенности ФГОС4. Изменения в учебных планах:- Изменения в образовательных областях (Филология, Математика и информатика, Общественно-научные предметы, Основы духовно-нравственной культуры народов России, Естественно -научные предметы, Искусство, Технология, Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности)- появление части, формируемой участниками образовательного процесса (обязательная внеурочная деятельность)- разработка индивидуальных учебных планов
Отличительные особенности ФГОС5. Изменение в требованиях к результатамСтандарт 2004г. Стандарт II поколения знать личностные уметь ЗУН метапредметные УУД использовать предметные
Отличительные особенности ФГОС7. Изменения в образовательных технологиях Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии. Формированию информационных компетенций способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.
Стандарты - социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством
1) Большинство заданий построены с акцентом на практическую и самостоятельную деятельность учащихся;огромное разнообразие творческих заданий , которые помогают овладевать основами логического и алгоритмического мышления;во всех учебниках включены странички для любознательных, на которых дети узнают много нового дополнительного материала по теме.
2) Широко применяется проектный метод. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты "Я и мое имя", "Моя семья", совместное издание Азбуки и многое другое. Очень важно, чтобы родители всячески стимулировали детей к этой работе и сами принимали в ней активное участие.
3) Внимание уделено самостоятельной оценочной деятельности учащихся. На страницах учебника введены смайлики, которые помогают ученику оценить себя.
Учитель-профессионал демонстрирует универсальные и предметные способы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого
Практическая часть
Расшифруйте выражение «3Т». Какой методологический подход лежит в основе ФГОС ОО? Назовите 3 группы требований к результатам освоения обучающимися ООП ООО. Сколько разделов включает ООП ООО? ООП НОО? Определите, какой компонент системы условий пропущен: психолого-педагогические, финансовые, материально- технические, информационно-методические?
«3Т» - стандарт включает в себя требования к результатам освоения ООП ООО, требования к структуре ООП ООО, требования к реализации ООП ООО. В основе ФГОС ОО лежит системно-деятельностный подход?Личностные, метапредметные и предметные результаты. 3 раздела; 3 раздела. Кадровые, психолого-педагогические, финансовые, материально-технические, информационно-методические?
ШКАЛА ПРОБЛЕМ Цель: выявление наиболее приоритетных задач данного периода в жизни ОУ для перехода на ФГОС ООО. Из предложенных задач выбрать:1. Самую сложно решаемую2. Самую первоочередную3. Самую важную
СИНКВЕЙН Это интересное и увлекательное упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему. Его строгие правила заставляют анализировать и чётко формулировать свои мысли, использовать ёмкие понятия, учат обобщать, выделять главное.Классический синквейн – это пятистрочная форма, составленная по следующим правилам:
первая строка содержит одно слово из любого количество слогов – термин, фамилия, понятие;вторая строка содержит два слова – определение предмета, темы стихотворения;третья строка содержит три глагола, определяющие деятельность, функции главного слова синквейна;четвёртая строка содержит предложение из четырёх слов, раскрывающее смысл главного слова синквейна;пятая строка – одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.
Пример 1 Пример 2 УРОК Современный, технологичный Развивает, совершенствует, организовывает Залог успешного развития ученика Поиск
Принять к сведению информацию по ходу введения ФГОС второго поколения.Принять к сведению информацию по ходу введения ФГОС второго поколения.Изучить материалы ФГОС второго поколения для основной школы. Методическим объединениям учителей-предметников способствовать изучению и накоплению опыта по данной проблеме, выносить трудные вопросы на обсуждениезаседаний МО, семинары, педагогические советы.4. Обеспечить условия для поэтапного перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования:Своевременно направлять учителей на курсы повышения квалификации по вопросам перехода на новый ФГОС ООО. Обеспечивать материально-техническую поддержку и создавать информационно-развивающую среду при переходе на новый ФГОС (оснащение кабинетов, наличиесоответствующих учебно-методических комплектов, программ). 5. Организовывать методическую поддержку учителям:Провести расширенное заседание методического объединения учителей гуманитарного и естественно - математического цикла по вопросам перехода на ФГОС ООО.
По каким бы стандартам ни учился ребенок,По каким бы стандартам ни учился ребенок,наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.
Спасибо за внимание!!!