Рабочая программа: требования, структура, общие положения Совещание для зам.директоров по УВР февраль 2009 г.
Закон РФ «Об образовании» (ст. 9) система образования как совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Набор образовательных программ является основой для выбора индивидуальных маршрутов обучающимися в условиях образовательного учреждения.
Учебная программа - это нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебному предмету. Она включает перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения
Примерная учебная программа - документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана Примерные учебные программы рекомендуются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер.
Рабочая учебная программа - учебная программа, разработанная на основе примерной, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и т.п.
Авторская программа - программа, не имеющая аналогов, основана на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету.
Основные функции учебной программы Нормативная;Целеполагающая;Содержательная;Процессуальная;Оценочная;
Права образовательного учреждения- Закон РФ «Об образовании» (ст. 32) образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы, учебные планы и рабочие программы учебных курсов.
Составитель рабочей учебной программы вправе самостоятельно: - раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте, опираясь на научные школы и учебные пособия (из федерального перечня), которые он считает целесообразными;- устанавливать последовательность изучения учебного материала;распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости; разрабатывать перечень практических занятий;- конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся;- включать материал регионального компонента в объеме выделенных на данный предмет учебных часов;- выбирать исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности обучающихся по предмету
Ответственность образовательного учреждения: В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 32) образовательное учреждение несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ согласно учебному плану и графику учебного процесса.
Ответственность образовательного учреждения: Автор-составитель при разработке учебной программы должен учесть требования федерального компонента государственного образовательного стандарта. Основными положениями реализации стандарта содержанияобразования по предмету являются:- отражение требований к уровню подготовленности обучающегося по данному предмету; - включение в содержание учебной программы всех поименованных дидактических единиц федерального компонента стандарта;- конкретизация степени участия данного предмета в реализации компетентностного подхода.
Структура учебных программ: титульный лист, пояснительная записка; требования к уровню усвоения предмета; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; контроль уровня обученности; перечень литературы и средств обучения.
Титульный лист наименование образовательного учреждения; наименование учебного предмета (курса); указание класса, в котором изучается предмет; год разработки.Оборотная сторона титульного листа содержит: сведения об авторе и рецензентах (внутренняя и внешняя рецензии), гриф утверждения программы.
Пояснительная записка: - место данного учебного предмета в решении общих целей и задач на данной ступени общего образования;- цели и задачи данного учебного предмета в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом);- новизна данной учебной программы, ее отличие от примерной или ранее действовавшей; - межпредметные связи: на какие учебные предметы опирается данный предмет для каких предметов является базой; если эти связи сильны, то целесообразно отметить, как они могут быть реализованы;- особенности организации учебного процесса по предмету; предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания; предпочтительные формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Пояснительная записка В пояснительной записке могут быть даны пояснения к каждому из разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных работ и практических занятий, а также пояснения, обусловленные требованиями реализации регионального компонента, специфики образовательного учреждения.Пояснительная записка должна быть лаконичной: на каждый из поставленных вопросов следует дать краткий ответ.
Требования к уровню усвоения предмета. Отражают основные идеи и систему ценностей, формируемые учебным предметом; конечную систему знаний; перечень умений и навыков (способов деятельности); перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.
Учебно-тематический план: раскрывает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки.составляется на весь срок обучения. По предметам, не вынесенным на экзамены, проводятся зачеты, контрольные работы и т.д. за счет времени, отведенного на изучение предмета.Учитель имеет право включать дополнительные темы по сравнению с примерными программами учебных предметов.Перечень лабораторных работ и практических занятий, а также количество часов могут отличаться от рекомендованных примерной программой. Но при этом уровень подготовки учащихся должен соответствовать требованиям к уровню подготовки, определенным государственным образовательным стандартом.
Учебно-тематический план:
Содержание учебного предмета - основная часть программы, описание строится по разделам и темам в соответствии с тематическим планом. При разработке следует опираться на обязательный минимум содержания образовательных программ государственного образовательного стандарта. Все дидактические единицы должны быть отражены и конкретизированы в содержании учебного материала.При описании содержания тем учебной программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:- название темы;- необходимое количество часов для ее изучения;- обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме;- содержание учебного материала (дидактические единицы);- темы практических и лабораторных работ;- виды самостоятельной работы учащихся
Контроль уровня обученности включает систему контролирующих материалов качества ЗУН, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета. Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню освоения предмета.
Литература и средства обучения указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно - методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя.Учебно-методическое обеспечение программы включает следующие материалы: учебно-программные (учебный и учебно-тематический планы, учебные программы); учебно-теоретические (учебники, учебные пособия);- учебно-практические (сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии);- учебно-справочные (словари, справочники);- учебно-наглядные (альбомы, атласы, карты, таблицы).
Введение учебной программы в образовательный процесс Внутреннее рецензирование: представление педагогом разработанной программы; оценка программы коллегами и ее обсуждение на заседании методического объединения; коррекция программы; дается рецензия и рекомендации по реализации программы. Внешнее рецензирование программы. В тексте рецензии должна быть формулировка «Программа рекомендована к реализации...». Авторская программа должна иметь не менее двух внешних рецензий. Внешнему рецензированию не подлежат рабочие учебные программы, в которых инвариантная часть Базисного Учебного плана, отводимого на их изучение, подвергается изменению менее чем на 20 %.Утверждение программ происходит на педагогическом совете перед началом учебного года, а в конце учебного года анализируются результаты работы по программам.
Рецензирование рабочей программы: - учет основных положений образовательной концепции школы;- взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования;- наличие признаков нормативного документа;- последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; - определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы;- полнота раскрытия целей обучения с включением в программу всех элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке; опыт известных способов деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности);- конкретность представления элементов содержания образования.
Заместитель директора по учебной работе осуществляет контроль за:а) рецензированием и утверждением рабочих и авторских учебных программ на заседаниях методических объединений, педагогических советов;б) сосредоточением копий программ, их рецензий, выписок из протоколов заседаний методических объединений, педсоветов в учебной части.
Администрация ОУ: осуществляет контроль за уровнем учебных достижений обучающихся по рабочим и авторским учебным программам, анализируя статистические данные о результатах реализации программ учителем в аналитических справках по реализации программ.осуществляет систематический контроль за выполнением учебных программ, их практической части, регионального компонента, соответствия записей в классном журнале пройденного на уроке материала учебной программе, с подведением итогов на педагогических советах, заседаниях методических объединений, отражением их в протоколах.осуществляет систематическую проверку (один раз в полугодие) календарно-тематического планирования учителей с регистрацией результатов проверки в протоколах,