РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕДОШКОЛЬНИКОВВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙСИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
Образовательной системе«Школа 2100» – 10 лет Бюро Президиума РАО на своем заседании 16 ноября 2005 года рассмотрело итоги работы Образовательной системы «Школа 2100»:«…авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы»
Образовательная система «Школа 2100» – система массового развивающего образования Единственная система для массовой школы, прошедшая апробацию в течение 10 летСамая массовая из развивающих систем образованияЕдинственная система, решившая проблему преемственности и непрерывности: дошкольное образование – начальная школа – средняя школа
Из Заключения РАО Образовательная система «Школа 2100» «эффективно реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы»
Президиум РАО рекомендовал «…кафедрам педагогики и частных методик педагогических вузов, региональным институтам повышения квалификации кадров и региональным управлениям образования активно использовать успешный опыт Образовательной системы «Школа 2100» в решении задач модернизации российского образования».
«Школа 2100» – целостная система Концепция – Образовательная программа «Школа 2100» (рук. акад.А.А. Леонтьев)Цель образования – функционально грамотная личностьЕдиные технологии (технология работы с текстом, проблемно-диалогическая технология)Комплект учебников и учебных пособий (дошкольное образование – начальная школа – основная школа)УМЦ «Школа 2100» – внедрение в практику и подготовка педагогов
Цель образования в «Школе 2100» – функционально грамотная личность Функционально грамотная личность Человек самостоятельныйЧеловек познающийЧеловек, умеющий жить среди людей«Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами». (из ОП)
Принципы непрерывного образования в ОС "Школа 2100"(разработаны академиком РАО А.А. Леонтьевым)– личностно ориентированные– культурно ориентированные– деятельностно ориентированные
Личностно ориентированные принципы Принцип адаптивностиПринцип развитияПринцип психологической комфортности
Культурно ориентированные принципы Принцип целостной картины мираПринцип целостности содержания образованияПринцип систематичностиПринцип смыслового отношения к мируПринцип ориентировочной функции знанийПринцип овладения культурой
Деятельностно ориентированные принципы Принцип обучения деятельностиПринцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуацииПринцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоя-тельной деятельности ученика (зона ближайшего развития)Принцип опоры на предшествующее развитиеКреативный принцип
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ«ШКОЛА 2100» («ДЕТСКИЙ САД 2100») рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет и является одним из структурных компонентов Образовательной системы «Школа 2100».Основная цель программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100». Отличительная особенность программы в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.
Программа строится в соответствии с целью и общими принципами Образовательной системы «Школа 2100». Главная цель данной образовательной системы – создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.Реализация цели предполагает решение ряда задач:Разработка содержания, обеспечивающего:воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка, развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи), развитие эмоциональной сферы,цельность детского мировоззрения. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и др. деятельности.Формирование опыта самопознания.
Результат всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастемаксимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциалагармоничное развитие его личностных качествготовность к школьному обучениюосознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностейовладение основами физической культуры и здорового образа жизниумение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками
Структура исодержание программы 3 раздела (по возрастным периодам).Внутри каждого – следующие подразделы:Возрастные особенности детей.Организация жизни. Охрана и укрепление здоровья дошкольников.Физическое развитие.Игровая деятельность.Социально-личностное развитие.Учебно-познавательная деятельность: развитие речи и подготовка к обучению грамоте, риторика общения (только в старшей группе), ознакомление с окружающим миром, математическое развитие, информатика (только в старшей группе), введение в художественную литературу, синтез искусств, изобразительная деятельность, конструирование, лепка.Воспитание и развитие личностных качеств.
На какого ребенка ориентирована программа «Детский сад 2100»? ИнформированныйРаскованныйСлабое здоровьеТребуется изменение содержанияТребуется изменение методики (проблемно-диалогическая технология – дети участвуют в обсуждении)Требуются изменения организации ОП, природосообразных технологий
Как сделать так, чтобы детиприсвоили знания и умения В работе с дошкольниками не могут быть использованы произвольное запоминание и выучиваниеЗнания и умения могут быть присвоены детьми только в результате их постоянного примененияИгра – способ применения знаний
Дети сами открывают новые знания – проблемно-диалогическая технологияДидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин)Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин)Открытие нового знания или поиск умения (5–7 мин)Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин) – игра по новым правилам Развивающие заданияИтог занятия
Три этапа работы с любым текстом До чтения текста – ознакомительное чтение– просмотровое чтение. Результат: включение механизма антиципации (предугадывания)2) Во время чтения текста – изучающее (медленное, художественное) чтение-слушание.Результат: истолкование текста.3) После чтения текста – рефлексивное чтение (через драматизацию, игру).Результат: понимание текста.
Важные принципы,которые следуетсоблюдать на занятиях Презумпция правильного ответа – надо изо всех сил искать разумное содержание в высказывании ребенкаРебенок говорит как может, а воспитатель – помогает точно сформулироватьНа любой хороший творческий вопрос, как и в жизни, может быть более одного правильного ответа
Занятие, как и жизнь, нельзя ограничить минимумом ПроблемыДети разныеНельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильногоНадо учиться находить главноеПринцип минимакса – ребенок может узнать максимум, но должен (под руководством воспитателя) узнать минимумПринцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно находить ее.
Как работать способиями для детей Младшая и средняя группа по желанию выбирает понравившиеся задания по изученной теме и выполняет их в детском саду в свободное время или дома вместе с родителямиСтаршая группа учится работать с пособиями на занятиях
Мы не предметники, а воспитатели Главное – не в объеме усвоенных знаний, а в том, чтобы выросли люди, умеющие жить и общаться Воспитательный момент – самое главное на любом занятии. Именно ему должен быть посвящен итог
Вместо итога...Что же мы можем датьдошкольному образованию 1) Преемственность ДОУ и школы. 2) Комплект пособий, раскрывающих содержание комплексной программы.3) Методическая поддержка внедрения и использования.4) Предшкольная подготовка.
Успехов в работе!