СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
По Л.С. Выготскому • актуального развития, т. е. на уровне актуальных действий, задающих границы исполнительской компетенции учащегося (иначе говоря, на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически);• зоны ближайшего развития, т. е. на уровне «перспективных действий», находящихся еще на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
Базовый уровень сложности – сформированность знаний, умений и способов учебных действий по данному предмету. Повышенный уровень сложности – способность выпускника выполнять такие учебные и учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения.
Планируемые результаты освоения учебных программ по отдельным предметам Русский языкЛитературное чтениеМатематикаОкружающий мирМузыкаИзобразительное искусствоТехнологияФизическая культураИностранный язык
Фонетика и графика Базовый уровеньРазличать звуки и буквыХарактеризовать звуки Знать и уметь пользоваться алфавитомПовышенный уровеньПроводить и оценивать фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова
Состав слова (морфемика) Базовый уровеньРазличать изменяемые и неизменяемые словаРазличать родственные (однокоренные) слова и формы словаНаходить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффиксПовышенный уровеньРазбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу
Лексика Базовый уровеньВыявлять слова, значение которых требует уточненияОпределять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаряПовышенный уровеньПодбирать синонимы для устранения повторов в текстеПодбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравненииРазличать употребление в тексте слов в прямом и переносном значенииОценивать уместность использования слов в текстеВыбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи
Морфология Базовый уровеньОпределять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонениеОпределять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падежОпределять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем), спряжение Повышенный уровеньПроводить морфологический разбор по предложенному алгоритму, оценивать правильность разбораНаходить в тексте личные местоимения и наречия, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах
Синтаксис различать предложение, словосочетание, слово;устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;выделять предложения с однородными членами.различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;различать простые и сложные предложения
Орфография и пунктуация применять правила правописания (в объеме содержания курса);определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;безошибочно списывать текст объемом 80– 90 слов;писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;подбирать примеры с определенной орфограммой;при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах
Развитие речи оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;самостоятельно озаглавливать текст;составлять план текста;сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения создавать тексты по предложенному заголовку;подробно или выборочно пересказывать текст;пересказывать текст от другого лица;составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи;анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
Виды речевой и читательской деятельности осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, выявлять их специфику, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту;оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;работать со словом, целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;читать со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
Виды речевой и читательской деятельности ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов; составлять простой план; находить различные средства выразительности, определяющие отношение автора к герою, событию;использовать различные формы интерпретации содержания текстов; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа;ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;составлять краткую аннотацию на литературное произведение по заданному образцу;самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Виды речевой и читательской деятельности воспринимать художественную литературу как вид искусства;осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);писать отзыв о прочитанной книге;работать с тематическим каталогом;работать с детской периодикой
Творческая деятельность читать по ролям литературное произведение;использовать различные способы работы с деформированным текстом;создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;способам написания изложения
Литературоведческая пропедевтика сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;отличать прозаический текст от поэтического;распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);определять позиции героев и автора художественного текста;создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста)
Арифметические действия выполнять письменно действия с многозначными числами с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий ;выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;вычислять значение числового выражениявыполнять действия с величинами;использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1-2 действия);оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);решать задачи в 3-4 действия;находить разные способы решения задачи
Работа с данными читать несложные готовые таблицы;заполнять несложные готовые таблицы;читать несложные готовые столбчатые диаграммы читать несложные готовые круговые диаграммы.• достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;• сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;• распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);• планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;• интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Человек и общество различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Человек и общество осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Базовый уровеньна основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Повышенный уровеньотбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование Базовый уровеньанализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям
Конструирование и моделирование Повышенный уровеньсоотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале
Практика работы на компьютере Базовый уровеньсоблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и Power Point.
Практика работы на компьютере Повышенный уровеньпользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
Практика работы на компьютере Задания базового уровня1. В программе Word в банке картинок найди картинку, отражающую труд человека или техническое устройство, вставь выбранную картинку на страницу. Подпиши, что изображено на ней.2. В программе Power Point создай приглашение на свой день рождения. Выбери шаблон, оформление цветом, шрифтом по своему усмотрению.
Практика работы на компьютере Задание повышенного уровня1. В программе Word напиши свой распорядок дня. Каждый пункт пиши с красной строки с порядковым номером. Из банка картинок найди несколько подходящих иллюстраций к отдельным пунктам распорядка дня, вставь их.2. Сделай небольшую презентацию (не более трех слайдов) о транспорте в программе Power Point. Используй ресурс компьютера для выбора шаблона, поиска картинок, создания анимационных эффектов.