Воспитательные технологии: от КТД до тренингов.Резервные возможности использования дискуссионных, проблемных методов в современном воспитании. 1.Обзор проблемно-дискуссионных форм организации воспитательной работы. Д.В.Чернов, к.и.н., научный руководитель ЦДТ «Содружество».2.Дискуссионные формы работы. В.Л.Ефремова, заведующая методическим кабинетом ЦДТ «Содружество».3.Тренинг «Как провести тренинг». Д.В.Чернов ,к.и.н., научный руководитель ЦДТ «Содружество».4.Разное.
Дискуссионные формы в воспитательном процессе образовательного учреждения дискуссия:-способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;-метод обучения , повышающий интенсивность и эффективность образовательного процесса за счет активного включения детей и подростков в коллективный поиск истины;-психотерапевтический прием воздействия на позиции установки субъекта в специально созданной дискуссионной группе.
Целевая направленность дискуссии: - позволяет направить ценностную ориентацию школьников, выработать собственные отношения к миру, формирует их мировоззрение. - стимулирует школьника к самостоятельному решению мировоззренческих и нравственных проблем, к определению своих жизненных ценностей, к выработке субъектной позиции.- помогает осуществить диагностику группы; - выступает как форма организации групповой деятельности школьников.
Дискуссия используется и как метод развития критического мышления учащихся, и как метод формирования коммуникативной культуры, и как метод стимулирования активности и инициативности учащихся.
Этапы дискуссии 1.Вводная часть (постановка проблемы). 2.Основная часть (обсуждение проблемы, выдвижение новых проблем).3.Заключительный этап (формулирование выводов, вынесение согласованного решения).
Приемы повышения эффективности дискуссий Приемы введения школьников в дискуссию: изложение проблемы через описание конкретного случая и анализ нравственных проблемных ситуаций; демонстрация кинофильма или сюжета;инсценировка, ролевое проигрывание какого-либо эпизода;использование значимых (сенсационных) новостей;предложение пословиц, поговорок, афоризмов, высказываний для анализа их этического содержания; предложение проблемных вопросов для анализа; альтернативный выбор.
Приемы, стимулирующие активность участников: вопросы, побуждающие к углублению мысли;предостережение от чрезмерных обобщений;уточняющие вопросы;парафраз ;редакция;демонстрация непонимания;сомнение;проблематизация;альтернатива;доведение до абсурда;нет-стратегия; обращение вопроса к группе;резюмирование.
Основные формы дискуссий: симпозиум / конференция; -круглый стол; -заседание экспертной группы («панельная дискуссия»); -форум; -судебное заседание; -дебаты;-вертушка;-лицом к лицу;-критики, мечтатели, реалисты;-групповое обсуждение отдельного случая; -аквариум и др.
Дискуссионные формы становятся неотъемлемой составной частью глобального образования. Такой подход - осознанная познавательная активность, возникающая в результате работы по технологии сотрудничества.