Департамент образования г. МосквыГОУ СОШ № 776Педагогическая программа«Домашний Ковчег» Авторская разработка: Плугатаренко О.В.
Слагаемые педагогическойпрограмма «Домашний ковчег» Содержательно- информационные блокиРазделы программы «Я в меняющемся мире» - стержневая идея воспитательного процесса
«Домашний ковчег» - это два ключевых слова, позволяющие в назывном порядке раскрыть всю полноту содержательной стороны программы, её структурное построение, направления деятельности, целеопределение и функциональное назначение.
«Домашний ковчег» - это некая модель, представляющая систему целостной деятельности школьного коллектива (включающего и учеников, и учителей) и созданная для развития личности в коллективе. «Домашний ковчег» - это программа всего воспитательного процесса школы, нацеленная на формирование у ребят интереса и желания познать мир, а также на выработку навыков и умений жить в этом мире. Программа призвана научить ребят строить свой ковчег – своеобразный ковчег в умах и душах, который поможет не только адаптироваться, но и осознать себя в этом мире.
«Домашний ковчег» - программа, в структурной основе которой лежат философские и общечеловеческие идеи миропонимания, мировосприятия, мироздания. Программа строится на основе общечеловеческих непреходящих ценностей, дающих главные ориентиры в жизни человека и позволяющие жить в мире и с миром. «Домашний ковчег» - это предполагаемая модель постройки новых отношений в системе: школа – коллектив – ученик и таких условий, в которых ребята ощущают и значимость своей личности, и общинность всего коллектива школы.
Опорные блоки-понятия, на которых строится и держится вся педагогическая программа «Домашний Ковчег»
Домашний калейдоскоп(основные разделы программы) I. ДОМОСТРОЙВ доме нашем тепло и уют Наши руки создадутII. ДОМ БЕЗ ОДИНОЧЕСТВА Без друзей дом мой пуст И на сердце ляжет грустьIII. ПОД КРЫШЕЙДОМА МОЕГОЧеловеку важно знать свой дом, Весь свой дом, а не один лишь уголIV. ПРАЗДНИК В НАШЕМ ДОМЕМы не пустим скуку в дом, Будем весело жить в нёмV. ЗА ПОРОГОМ ДОМАДом наш станция совсем неконечная,А лишь начало всех дорог.
Пункты 5-го раздела«За порогом дома» V. 1. Москва! Какой огромныйСтранноприимный домV. 2. Московия – мой край любимыйИ милый сердцу дом родимыйV. 3. Мой дом родной – Ненаглядная моя РоссияV. 4. Наша хрупкая планета – Это дом для всех землянV. 5. Мы откроем двери настежьВ дом войдет пусть целый мир.
«Я в меняющимся мире» - основная стержневая идея построения воспитательного процесса. Вследствие происходящих в стране социально-политических и экономических преобразований жизнь настоятельно требует коренного пересмотра характера, содержания, форм и методов воспитания. Суть нашего выбора идеи состоит в том, чтобы в центр воспитания было поставлено развитие личности на основе общечеловеческих ценностей и реализации принципа личностного приоритета. В основе построения логической цепочки программы лежит принцип «позитивного эгоцентризма», т.е. отбор наиболее актуальных для ребенка любого возраста занятий, максимальный учет его психологических особенностей, снятие авторитарного и установление демократического способа взаимодействия между учителями и учениками.
Исходя из этого, принципиально важным является: Построение программы воспитания от ребенка: «Я и другие люди», «Я и природа», «Я и общество», «Я и познание» «Я и Я».Обеспечение самостоятельной деятельности школьника, которая возможна, если он овладеет запасом сенсорных впечатлений об окружающем мире.
«Человек есть вселенная, и да здравствует вовеки он, носящий в себе весь мир» М. Горький
ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗРЕНИЯ –это главная цель нашей программы Программа охватывает широкий круг знаний, относящихся к различным областям науки и различным сторонам жизни человека, и позволяет осознать единство и многообразие мира, существующие в нём взаимности.Она призвана формировать мировоззренческое представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.Программа способствует развитию устойчивого интереса к окружающему миру, формированию полноценного миропонимания и мировосприятия детьми.
В данной программе Человек, природа и общество рассматриваются в их в их неразрывном, органическом единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе начальной школы шире работать над формированием у детей целостного представления о мире и месте в нём человека, Разделы программы тесно связанны между собой и имеют прямую связь с учебным курсом школы, расширяя и углубляя его по всем предметам, дают возможность более чётко осуществлять межпредметные связи, добиваясь более целостного миропонимания и мировосприятия окружающего мира. Здесь представлены доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в реальной жизни, обществе и природе. Идея «Всё связанно со всем» как бы цементирует разнообразные направления содержания программы, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.
Спасибо за внимание!