Сущность воспитания в практике нового образования
Управление – планомерное воздействие руководителя (классного, педагога-предметника, педагога ДО, и др.)или властных структур, направленное на организацию совместной творческой деятельности. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ планирование мониторинг(анализ, диагностика) организация (структуры, модели) стимулирование наказание
планирование план мероприятий программа деятельности Проблемный анализ ( ситуация требующая изменений) найти «что болит», переживание проблемы человеком, найти людей сталкивающихся сданной проблемой, литературу.
Пример:Тебе 15 лет и ты обязан…Мне 15 лет и я имею право…(как совместить?) Проблемная зона (но не проблема) субъект деятельности (ставлю задачу относительно…) задачи решение результат если не соответствует ожидаемому ? почему другой результат (возможно неадекватность средств (не так организовали, не та цель и т.д. ) ПРОБЛЕМА (где для человека средства не очевидны) ПРИЧИНЫ: Неправильно определено средство, трудности в определении средства( Н: найти время)ТОЧНО ПОСТАВЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА ЗАЛОГ УСПЕХА(УСЛОВИЕ,ДОСТИЖЕНИЕ) РЕЗУЛЬТАТА
Проектирование – поиск выделения проблемы ПРОГНОЗ – может быть.ПРОЕКТ – должно быть.Проблема выражается
Сущность воспитания нового образования заключается в практике осознания собственной (а не чужой) деятельности Передача средств, способов для построения эффективной жизни.Воспитание в человеке – человеческого.Воспитание – это перевод биологической природы в духовную природу.Воспитание – это набор жизненноважных потребностей: физиологических, безопасности, любви и привязанности, признания и оценки, самореализации.Воспитание – это окультуривание биологических потребностей.
Механизм воспитания опирается на науку (психологию, педагогику и философию).На тренировку мыследеятельности:проблематизацияпониманиедиалоганализсмыслообразованиемыслеобразованиерефлексия
Нормы деятельности педагога заданы давно, но не работаютНеобходимы новые формы и средства для выполнения ДЛЯ ЭТОГОВыделить норму (необходимую вам сейчас, в данное время)Соотнести с действиямиОпределить с собственным ресурсом (удержать)Пробовать, действоватьНе получается – отказаться и задать новую нормуПолучается –удерживаем, задаем новую и т.д. постепенно до получения РЕЗУЛЬТАТА
Что есть позиция педагога
Нормативно-правовая база воспитательного пространства. Закон об образовании.Российская программа развития воспитания.Письмо №480/30-16 цели воспитания и образования в контексте государственной политике.Федеральная целевая программа «Дети России».Стратегическая программа развития системы воспитания в Красноярском крае.Программа развития системы дополнительного образования Красноярского края « поколение-XXI: Развитие человеческого потенциала».Основные требования к деятельности классного руководителя.положение о классном руководителе государственного общеобразовательного учреждения Красноярского края и др.
ВАЖНО!!! Деятельность классного руководителя исходит из приоритетных целей ОУ и государственной политике.Создание условий для 3 С (самореализации, саморазвития и успешной социализации).Классный руководитель обеспечивает включенность каждого учащегося в образовательный процесс.Дневник не фиксация двоек, а общение с родителями.Школа – оказывает помощь в воспитании, а не заменяет родителей.Классный руководитель не организатор, а координатор с различными социальными институтами для взаимодействия.Педагог организатор – организует и проводит досуговые мероприятия .Зам. директора по ВР – выстраивает государственную политику, разрабатывает документы, осуществляет управление, удерживает идеологию, проводит индивидуальную консультацию с классными руководителями по необходимости.
ВОСПИТАТЕЛЬНаЯ СИСТЕМА Воспитательное пространство есть освоенная воспитательная среда (т.е. все, что стихийно, без нашего участия естественным образом сложено. Н: ходят по улицам кушают, обсуждают – это ресурс не в специально организованных формах используется человеком).
Свои цели,задачи,ориентиры, интересы, проблемыСреды разные (жизнь, школа, т.д.) в пространстве есть места.
ЦЕЛЬ ПРИЗНАКИВ самой формулировкецели заложены инструмент её отслеживания.Н: Развитие эстетических норм у учащихся (Г).Развивать в ребенке аккуратность ведения тетрадей (Л).Видим практически, но не достижима сразу (горизонт).Н: Создать условия….Достичь…………Развитие………..Социализация….Развитие творческих способностей.
ЗАДАЧИ ОПЕРАЦИОНАЛЬНО ПОСТАВЛЕННАЯ ЦЕЛЬ - ЕСТЬ ЗАДАЧААккуратное ведение тетради (нормы, нет творчеству). Выработать требования к ведению тетрадей ( под цель). Организовать место представления лучшей тетради.
ПРИМЕР Г – Формирование гражданско-патриотического сознания учащихся.Л - Знание символики государства.Л - Способствовать появлению благотворительным (общественным) движениям (акциям).Л - Развитие конкурсного движения, связанного с оформлением детьми своего отношения к символике (государства, края, села, школы, класса и т.д.).З – Организовать конкурс «Символика школы №2».З – Привести акцию «Если добрый ты…».З - Провести благотворительный концерт в доме ветеранов.З - Провести осеннюю уборку школьной территории. Цель: - сделать так что –бы …Г – что делаем?Л – за счет чего?З – как делаем?
Воспитательная система Субъект (наделенный определенными признаками) производит действия Объект( наделяется определенными признаками)Элементарный акт человеческой деятельности
Матрица деятельности Принцип заполнения таблицы По горизонтали – компоненты системы (которые для нас наиболее выражены, значимы, очевидны (можно добавлять).Видно соответствие по горизонтали всех компонентов системы.Чем больше заполнено по вертикали, тем более системно представлена деятельность.Можно перепроверить уровень соответствия компонентов ч/з диагональное соответствие.Задачи решаемые матрицей:Высокая степень конкретизации показателей.Форма (методологическая) организация мышления.Субъекты обмениваются результатами своего труда.
Автор презентацииЯдыкина Елена Николаевназаместитель директора по ВР МБОУ «Каратузская СОШ» Красноярского края