Отношения между одноклассниками как проблема педагогической социальной психологии
Факторы, определяющие положение ученика в системе личных взаимоотношений Во – первых, это набор качеств самого человека; и, во – вторых, характерные особенности той группы, относительно которой измеряется его положение.
Очень существенное влияние на положение ребёнка в системе личных взаимоотношений оказывает и отношение к нему учителя, воспитателя. Степень и характер этого влияния в свою очередь зависят от целого ряда факторов: возраста членов группы, авторитетности педагога и т.д.
Особое значение для каждого члена группы и для группы в целом имеет её место в системе общественных отношений, которое зависит от содержания и целей деятельности, объединившей людей. Эти факторы обусловливают превращение группы в коллектив.
Ученический коллектив
Коллективом называют объединение воспитанников (учеников), отличающихся рядом важных признаков. Рассмотрим их.Общая социально значимая цель.Общая совместная деятельность.Общий выборный руководящий орган.
Кроме названных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик - сплочённость, характеризующая взаимопонимание, защищённость, «чувство локтя», причастность к коллективу.
Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив – это группа учеников, объединённая общей социально значимой целью, отличающаяся сплочённостью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех её членов в правах и обязанностях.
А.С.Макаренко (1888-1939г.г.) - советский педагог и писатель. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920-1928, под Полтавой, 1926 в Куряже близ Харькова) и детской коммуне им. Ф.Э. Дзержинского (1927-1935, в пригороде Харькова). Разработал теорию и методику воспитания в коллективе, теорию семейного воспитания.
Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия. Большое значение А.С Макаренко придавал стилю отношений внутри коллектива. Отличительным признаком сформированного коллектива он считал: 1) мажор - постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию; 2) ощущение собственного достоинства, гордости за коллектив; 3) дружеское единение его членов; 4) ощущение защищённости каждого члена коллектива.
Его учение содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; определил принципы развития коллектива; вычленил этапы (стадии) развития коллектива.
1. Первая стадия- становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершённой, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели.
2. Вторая стадия. Усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива.
3. Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он назвал перспективой. При этом он исходил из положения о том, что истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. Например, предстоящая экскурсия, поход на природу, аттракционы и представления.
По отношению к другим людям психологи подразделяют людей на две категории. Первая- это общительные, с коллективистическими наклонностями ребята. Проявить они себя могут только в коллективе. Обособленная жизнь не для них. Вторую категорию составляют школьники индивидуалистического склада, «выпадающие из коллектива». В коллектив они входят только при особой необходимости и стараются при первой возможности выйти из него, обособиться
Социодинамический закон. Существуют различные объяснения притягательности одних людей и непопулярности других. Известный американский психолог Д. Морено утверждает, что положение человека в системе личных отношений есть величина постоянная, аналогичная распределению богатств в обществе и подчиняется так называемому социодинамическому закону.
Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому они по – разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.
Поэтому они по – разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.
Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции, законам государства.
1. Общая социально значимая цель. 2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. 3. Отношения ответственной зависимости. 4. Общий выборный руководящий орган.
Кроме этих признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик – сплочённость, характеризующая взаимопонимание, защищённость, «чувство локтя», причастность к коллективу.
Способы определения статуса учащегося в коллективе и социально-психологического климата коллектива Социально психологическая самоаттестация коллектива (методика Р.С.Немова)Методика диагностики межличностных межгрупповых отношений («Социометрия») Дж. Морено«Шкала приемлемости» (вариант социометрии)
Опросник субъективного отношения школьника к деятельности, самому себе и окружающим (СОДСО)Опросник «Учитель – глазами ученика»Тест на психологическую самоаттестацию классаДиагностическая диаграмма «Эмоциональная удовлетворённость школьника»