ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
21 января – открытие года учителя Утверждениеинициативы«Наша новая школа»
6 пунктов президентской инициативы 1. Переход на новые образовательные стандарты2. Развитие системы поддержки талантливых детей3. Совершенствование учительского корпуса4. Изменение школьной инфраструктуры5. Сохранение и укрепление здоровья школьников6. Расширение самостоятельности школ (закон №83)
Проблемы России Неэффективная экономикаПолусоветская социальная сфераНеокрепшая демократияНегативная демографическая ситуацияНестабильный Кавказ
Социальные и моральные претензии к школьному образованию Морально-нравственная дезинтеграция обществаНарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных культурных традиций Рост национализма, ксенофобии Снижение ценности производительности труда, науки, творчества и образованияУсиление миграционных процессовНедостаточный уровень воспроизводства населенияСнижение физического, психического и социального здоровья
Основная цель российского образования Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России
Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования – утвержден приказом от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785)2. ФГОС основного общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года);3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года)
Введение федерального государственного стандарта общего образования
Переход на новые стандарты Федеральный государственный стандарт (ФГОС), а не компонент федерального стандарта; От стандартов, ориентированных на энциклопедизм знаний к стандартам, ориентированным на компетентностный подход, т.е. на «знания в действии»
Переход на новые стандарты ТРИ ТТребования к стандарту:1. Содержание образовательной программы,2. Результаты, которые должны продемонстрировать дети, в результате освоения этих программ,3. Условия, созданные в школе для достижения этих результатов.
Базисный учебный план Базисный учебный план - нормативная основа для разработки учебного плана образовательного учреждения.Базисный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность.Учебный план образовательного учреждения отражает:состав учебных предметов;недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; общий и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы.
Учебный план начального общего образования
Учебный план начального общего образования:внеучебная деятельность
Закон РФ «Об образовании» ст.9 Образовательная программа:1) общеобразовательная (основная и дополнительная)2) профессиональная (основная и дополнительная)К основным общеобразовательным относятся программы:1) дошкольного образования;2) начального общего образования;3) основного общего образования;4) среднего (полного) общего образования.
Образовательная программа Образовательная программа реализует две части: обязательную (80%) и формируемую участниками образовательного процесса (20%). Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.
Образовательная программа Примерная основная образовательная программа начального общего образованияОбразовательное учреждение разрабатывает самостоятельно с учётом типа и вида ОУОсновная образовательная программа начального общего образованияЛокальные акты по вопросам организации образовательного процесса, определённые Уставом ОУ
Требования к структуре ОП Основная образовательная программа начального общего образования содержит следующие разделы:1. Пояснительную записку;2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;3. Учебный план начального общего образования;4. Программы отдельных учебных предметов, курсов;5. Программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;6. Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;7. Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;8. Программу коррекционной работы;9. Систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Планируемые результаты Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении (компетентностный подход). Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.
Планируемые результаты Цели - ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала: «Выпускник научится» Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета:«Выпускник получит возможность научиться»
Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций
Основные результатыначального общего образования Предметные: формирование опорной системы знаний, универсальных и специфических для предмета способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;Метапредметные: воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач;Личностные: индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой саморегуляции.
Программа формированияуниверсальных учебных действий Устанавливает ценностные ориентиры начального образования:Познавательные; Регулятивные;Коммуникативные
Программа формированияуниверсальных учебных действий Родители считают главными познавательные действия (умение читать, считать, писать)Учителя считают главными регулятивные действия (развитие мелкой моторики рук, развитие фонематического слуха)Дети считают главными коммуникативные действия (школа как площадка для общения)
Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенкана основе учебной деятельностиОсновная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действиеформирование универсальных способов действий
Деятельностный подход -основа для системы оцениванияОвладение системой учебных действийс изучаемым учебным материаломСпособность к решениюучебно-познавательных иучебно-практических задач в отличие от прежней установки на проверку освоения«обязательного минимума содержания образования»
Система оценки достижения планируемых результатов
Материально-технические условия Финансовое обеспечение построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"). Средства поступают в муниципалитеты и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.
Общественный договор Новый подход предлагает рассматривать ФГОС как общественный договор между личностью, обществом и государством. Это предполагает принятие сторонами взаимных обязательств.Баланс между договоренностями и обязательствами предполагает ориентацию на:- субъект-субъектные отношения, подразумевающие право обучающихся на выбор и ответственность за этот выбор;- вариативность образования, в том числе на дифференциацию и индивидуализацию обучения;- педагогику сотрудничества, подразумевающую чётко выделенную систему взаимных обязательств педагогов и учащихся (их родителей).
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯЛичностная успешностьСоциальная успешностьПрофессиональная успешностьОБЩЕСТВОБезопасность и здоровьеСвобода и ответственностьСоциальная справедливостьБлагосостояниеГОСУДАРСТВОНациональное единствоБезопасность Развитие человеческого потенциалаКонкурентоспособность