Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: цели и содержание
Содержание Государственная политика: основные этапыФГОС общего образования: преемственность и инновационностьТребования к результатам, структуре и условиям освоения ООП
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в контексте государственной политики
Основные этапы 2001 годКонцепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение правительства №1756-р от 29.12 2001г. 2004 годФедеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Приказ Минобр России № 1019 от 5 марта 2004г.
Основные этапы 2006 годСоциологические исследования образовательных потребностейКонцепция ФГОС 2007 годИзменения в закон «Об образовании» (Ст.№7)Разработка документов и материалов обеспечивающих ФГОС 2008 годАпробация ФГОС начального общего образования 2009 годПостановление правительства о порядке разработки и утверждения ФГОСУтверждение ФГОС начального общего образования
Основные этапы 2010 годНациональная инициатива «Наша новая школа» Введение ФГОС в начальной школе (в инициативном порядке)Создание координационного советаПримерная основная образовательная программа начального общего образованияРаспоряжение правительства о плане действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы. (№1507-Р от 07.09.2010 г.)Утверждение ФГОС основного общего образования (приказ №1897 17.12.2010 г.)
Национальная инициатива «Наша новая школа» Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы поддержки талантливых детейРазвитие учительского потенциалаИзменение инфраструктуры школьной сетиСохранение и укрепление здоровья школьников Расширение самостоятельности школ
Разработка и утверждение ФГОС 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644)3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки и обсуждения (внесен в Совет при Министерстве –в ноябре 2010 года)
Преемственность: Опора на опыт советской и российской школы, лучший мировой опытРезультаты предшествующих реформ и проектов (модернизации образования, РЕОИС, займов МБРР, Приоритетного национального проекта «Образование», различных проектов ФЦПРО и пр.)Развитие отечественных научных теорий и концепций(развивающего обучения, «ядра и оболочки» и пр.)
Инновационность ФГОС ИдеологияСтруктураСодержание
Идеология ФГОС Духовно-нравственное развитие и воспитаниеГражданская идентичностьСистемно - деятельностный подход
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) Общие положения6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"):любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Структура ФГОС Требования к результатам освоения основной образовательной программыТребования к структуре основной образовательной программыТребования к условиям освоения основной образовательной программы
Требования к результатам освоения основной образовательной программы: ЛичностнымМетапредметнымПредметным
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС НОО:9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. ФГОС ООО:8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС НОО:11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;ФГОС ООО:10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС НОО:Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.ФГОС ООО:При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Требования к структуре основной образовательной программы к количеству и наименованию разделов (НОО-3,ООО-3), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения;к минимальному и максимальному количеству учебных часов(НОО_от 2904 до 3375 за 4 года, ООО от 5267 до 6020 за 5 лет );к содержанию каждого из разделов;к соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для НОО,70/30% ООО);к организации внеурочной деятельности
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования ФГОС НОО: структура ООП Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: - целевой:а) пояснительная записка; б) планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО; в) система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО содержательный:а) программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования, б) программы отдельных учебных предметов, курсов, программы курсов внеурочной деятельностиФГОС ООО: структура ООПОсновная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: - целевой:а) пояснительная записка; б) планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; в) система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО содержательный:а) программа развития УУД (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени ООО, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных тпрогрехнологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;б) программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования ФГОС НОО: структура ООП содержательный:в) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, г) программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;д) программа коррекционной работы - организационный:а) учебный план основного общего образования;б)план внеурочной деятельностив) система условий реализации ООП ОООФГОС ООО: структура ООПсодержательный:в) программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;г) программа коррекционной работы - организационный:а) учебный план основного общего образования;б) система условий реализации ООП ООО.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования ФГОС НОО:Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.Обязательная часть ООП НОО - 80%, часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20% .ООП НОО реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. ФГОС ООО:Основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном.Обязательная часть ООП ООО - 70%, часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 30%.ООП ООО реализуется через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Требования к условиям освоения основной образовательной программы КадровымФинансово-экономическимМатериально-техническимПсихолого-педагогическимИнформационно-методическим
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования ФГОС НОО: Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего ООП НОО, должна обеспечиваться освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности. ФГОС ООО:Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего ООП ООО, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности, а также программ стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.