ФГОС основного общего образования как стратегия социального проектирования и конструирования
Нормативно-правовая база ФГОС основного общего образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Основной образовательный результат реализации ФГОС ОО Воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками
Особенность ФГОС основного общего образования Направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования Раскрытие возможностей подростка, подготовка к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подходаПреемственность ООП начального и основного общего образованияИндивидуализация обучения Нелинейный формат реализации ООП ОО Новые методологические основы построения системы оценки достижений результатов образования
Преемственность ФГОС НОО и ОО В основе Стандартов лежит системно-деятельностный подход Требования к результатам освоения ООП (личностные, метапредметные, предметные)Требования к структуре ООПТребования условиям реализации ООП (кадровые, финансовые, материально-технические, информационно-образовательная среда, УМК)
Качественное образование для всех – основополагающая цивилизационная норма Прозрачность (независимая, внешняя оценка)Доступность ( монополия школы разрушается)Эффективность ( усиление роли внеурочных форм образовательного процесса)Результативность (сквозные образовательные результаты: самостоятельность, инициативность, ответственность)Непрерывность – основа жизненного успеха личности, благосостояния нации и конкурентноспособность страны (умение учиться
Портрет выпускника:начальная школа – основная школа Любознательный, проявляющий исследовательский интересактивно познающий мирДоброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера Уважительно отношение к окружающим, к иной точке зренияУмеющий учиться, способный к самоорганизацииГотовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьей и школой Имеющий навыки самоорганизации и здорового образа жизниГотов к выборуИзбирательность интересовПознающий себя, утверждающий себя как взрослый Готовый нести ответственность перед самим собой, окружающимиУмеет действовать с ориентацией на другую позициюУмеет работать в группе и индивидуальноОсознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни
Различие ФГОС НОО и ФГОС ОО 1. В содержании и ведущем виде деятельности:В начальной школе –средства и способы решения задачи (игровая деятельность, учебная самостоятельность)В основной школе –выбор самой задачи, выбор направления действий (система проб, проектная деятельность)
3. В ФГОС ОО определены компетенции руководителей, работников образовательных учреждений , работников и авторов примерных основных образовательных программ, муниципальных и государственных органов исполнительной власти.4. Психолого-педагогические условия реализации ООП ОО5. Финансовое обеспечение ООП на основе муниципального задания учредителя.
Основная образовательная программа основного общего образования- вектор индивидуализации подростка Цель:создать условия для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования обучающихся
Ключевые идеи ООП индивидуализация (индивидуальные образовательные траектории);информатизация (цифровая образовательная среда);кооперация (проектная и учебно-исследовательская деятельность)формирующее (экспертное) оценивание
Условия (ключевые идеи) выделены и обособлены и по содержанию, и по способам и формам организации образовательного процесса два возрастных этапа в основной школе:1 этап – образовательный переход (5-6 класс), этап «пробно-поисковый» (проб и испытаний)2 этап - личного самоопределения (7-9 класс), этап «опыт действия» (планирование своей дальнейшей деятельности на основе опыта предметного действия). Этап активного приобретения «опыта»;
Условия (ключевые идеи) встроены в образовательный процесс учебно-исследовательская и проектная деятельность как личностно значимая для подростков, связи с друг другом и с содержанием учебных предметов как на уроках, так и во внеурочной деятельности;специально организованы места в образовательном процессе: например, предметно-исследовательский клуб (5-6 класс); предметная мастерская и лаборатория (7-9 класс); исследовательский урок (7-9 класс) и позиции взрослого (учитель, методист, ученый);
Структура ООП ОО Целевой раздел (пояснительная записка, планируемы результаты, система оценки)Содержательный раздел (программы, ориентированные на достижение результатов)Организационный раздел(учебный план, система условий)Обязательная часть ООП ОО -70%Часть формируемая участниками ОУ -30 %
Основные «кирпичики» для конструирования ООП ОУ
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП
Показатели внешней оценки качества реализации основной образовательной программы ступени школьного образования - как ориентиры для проектирования