Концептуальные и методологические основы ФГОСЛекция 1. Лекция С.Л.Каганович, д.филол.н. проф. кафедры педагогики и психологии ОАОУ «НИРО»
Содержательные блоки: 1.Нормативно-правовое и концептуальное обоснование введения ФГОС. Стратегические направления развития современного российского образования.2.Формирование компетенций и универсальных учебных действий как основной результат реализации ФГОС3. Требования к структуре, результатам и условиям реализации ФГОС. Структура примерной основной образовательной программы ОУ (основная школа).4. Новые подходы к оцениванию результатов реализации ФГОС.
Тема 1. Нормативно-правовое и концептуальное обоснование введения ФГОС Нормативные документыПроект нового Закона об образованииКонцепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-рНациональная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (на основе послания президента РФ Федеральному собранию 5.11.2008 г.)Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. (одобрена на заседании правительства 10.11.2010)Областная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы («Новгородские ведомости» №20, 08.12.2010)План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы. Утвержден распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 г. N 1507-р.
ФГОС начального общего образования нового поколения (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)ФГОС основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № № 1897 от «17» декабря 2010 г.)Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение. 2010-2011 гг.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.- М.: Просвещение. 2010-2011 гг.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.- М.: Просвещение. 2010-2011 гг.
С 2001 г. – несколько ступеней модернизации:Широкомасштабный эксперимент=реформа (42 школы области) С 2006 г. - Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО)С 2007 г. в рамках ПНПО – Региональный комплексный проект модернизации образования (КПМО).4. С 2010 г. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» и на ее основе – 5. С 2011 - План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы.
Учебное задание № 1. Принимали ли Вы личное участие в реализации задач на каком-то из этапов?Сформулируйте целевые ориентиры каждого из выше перечисленных этапов.
Широкомасштабный эксперимент = реформа (42 школы области) – Цель: апробация новых идей и подходов, сформулированных в«Концепции модернизации…».1-а. 2003-2006 - ?Цель: локализация и отработка основных, наиболееперспективных и актуальных направлений модернизации:- 4-х-летняя начальная школа,введение со 2 класса информатики и иностранного языка; введение профильного обучения и ЕГЭ в старшей школе
2. С 2006 г. - Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО)Цель: выявление и распространение опыта лидеров – школ и педагогов.
3. Основные направления КПМО: 1) Введение новой системы оплаты труда, направленной на повышение доходов учителей.2) переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений.3) создание единой независимой общероссийской системы оценивания качества образования (ОСОКО)4) развитие сети ОУ, обеспечивающей условия для получения качественного общего образования независимо от места жительства.5) расширение общественного участия в управлении образованием
Введение новой системыоплаты труда, направленной на повышение доходов учителей. В Новгородской области это: введение мотивационной модели управления качеством образования (Приказ Комитета образования «О новой системе оплаты труда работников общего образования в 2007 году» от 21.08.2007 №423)
2) переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений.
3) развитие региональной системы оценки качества образования (СОКО). В Новгородской области это:ЕГЭ по 11 предметам.ГИА (государственной итоговой аттестации в 9 классе), обязательной по русскому языку и математике.Итоговое аттестационное тестирование по русскому языку и математике за курс начальной школы.разработка КИМов для итоговой аттестации всех классов всех ступеней.
4) развитие сети ОУ: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства. В Новгородской области это:реструктуризация ОУ, закрытие малокомплектных сельских школ,организация ресурсных центров и т.п.
5) расширение общественного участия в управлении образованием Появление школьных советов,муниципальных попечительских советов, региональных союзов попечителей.
4. Ключевые направления проекта «Наша новая школа» Обновление образовательных стандартов. Система поиска и поддержки талантливых детей.Развитие учительского потенциала Современная школьная инфраструктура. Здоровье школьников. Расширение самостоятельности школ
5. Ключевые направления плана действий по модернизации: 1. Переход на ФГОС. <…> Поэтапное введение по мере готовности ОУ, с 1 сентября 2011 года – 1 классы, с 2012 – 5 классы (по мере готовности), с 2015 года – все 5 классы ОУ. 2. Развитие системы поддержки талантливых детей (конкурсы разных уровней, создание единой базы, создание центров поддержки.3. Совершенствование учительского корпуса (повышение квалификации, профессиональные конкурсы, новые модели аттестации) 4. Изменение школьной инфраструктуры (подушевое финансирование, обеспечение права граждан на выбор ОУ, развитие дистанционного образования), Сохранение и укрепление здоровья уч-ся (паспорт здоровья школьников, введение 3его часа физкультуры с 2011 года, спортивные конкурсы, «президентские» соревнования, и т.д.6. Развитие самостоятельности школ (экономической, хозяйственной, при выборе программ, учебников)
Противоречие:Согласно международному исследованию PISA 2009 г. Россия занимает 38-е место в мире (из 65) по уровню математической грамотности, 39-е по уровню естественнонаучной грамотности и 43-е по уровню читательской грамотности 15-летних школьников. Основная проблема - неумение применить фундаментальные знания в конкретной практической деятельности.
Вывод: Локальные и модульные изменения (инновации) в образовании не приводят к желаемому результату.Необходимы системные, концептуальные изменения как в организации образовательного процесса, так и в содержании образования, обеспечиваемые введением ФГОС нового поколения.