Психологическое сопровождение внеурочной деятельности. Калугина Наталья Андреевна, зав.кафедрой ПиП ХК ИРО, к.псх.н.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Типы образовательных программ внеурочной деятельност комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.)
Типы образовательных программ внеурочной деятельности Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для начальной школы – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для средних классов – образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для старших классов – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия;
Деятельность психики осуществляется взаимовлиянием психических явлений
Психические процессы Психическая функциональная система в действии – это психический процесс. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Они имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса.
Психические свойства Как любая система, психика человека обладает системными свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Люди отличаются друг от друга эмоциональной чувствительностью, уровнем интеллекта, временем реакции, совестливостью, дружелюбием и т.д. Психологи предпочитают говорить об индивидуально-психологических особенностях людей, а не просто о свойствах психики, подчеркивая этим, что выраженность психических свойств проявляется во внешне наблюдаемых различиях в поведении и деятельности людей.
Психические состояния Психические состояния – это относительно длительные реакции организма и психики человека на различные внешние (ситуация) и внутренние (выполняемая деятельность) воздействия.Эти реакции имеют приспособительный, или адаптивный характер, т.к. направлены на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания. Следовательно, возникновение этих реактивных состояний связано с достижением организмом полезного для него результата.
Психические состояния, возникающие в процессе деятельности, называются состояниями психической напряженности. Любое отклонение от состояния релаксации требует дополнительных энергетических затрат, напряжения психической сферы человека.
Выделяются две категории состояний психической напряженности – компенсируемой и некомпенсируемой. И те, и другие характеризуются расходованием функциональных ресурсов в процессе выполнения деятельности. Но первые отличаются от вторых тем, что после выполнения деятельности наблюдается восстановление «психической свежести». В то же время существует категория видов производственной деятельности, в которых копится психологическая усталость, например, учителя и воспитатели и др. Такие виды деятельности связаны с развитием психического пресыщения и психическим выгоранием, могут приводить к соматическим и психическим расстройствам.
Понятие «личность» в отечественной психологии Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.Личность – это устойчивая система социальных взаимоотношений человека с окружающим миром.
Общая характеристика дошкольного возраста.5-7 лет – старший дошкольный возраст.
Схема развития форм со взрослымипродолжение
Общая характеристика младшего школьного возраста
Общая характеристика младшего школьного возраста
Неблагоприятные варианты развития младшего школьника Хроническая неуспешность;«Уход от деятельности»«Негативистическая демонстративность»«Интеллектуализм»
Этапы формирования уровней сознания в онтогенезе. 1 период (до 1 года) - бодрствующее сознание;2 период (от 1 года до 3 лет) - предметное сознание;3 период (от 3 до 9 лет) - индивидуальное сознание (самосознание);4 период (от 9 лет до 16 лет) - коллективное сознание;5 период (от 16 лет до 22 лет) - рефлексивное, высшее общественное, социальное сознание.
Структура личности
Темперамент Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее динамическую и эмоциональную стороны в поведении и деятельности.Динамические проявления определяются свойствами центральной нервной системы (по И.П.Павлову):1. сила процесса возбуждения и торможения, которая зависит от работоспособности нервных клеток;2. уравновешенность нервной системы, то есть степень соответствия силы возбуждения силе торможения;3. подвижность нервных процессов, то есть скорость смены возбуждения торможением и наоборот.
Характер Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности.Характер определяется системами отношений (полярными по своей сути):В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность-замкнутость, правдивость-лживость, тактичность-грубость, доброта-злобность, скромность-наглость, простодушие-хитрость, великодушие-мелочность, справедливость-несправедливость и т. д.).В отношении к делу ( деловитость-легкомыслие, ответсвенность-недобросовестность, трудолюбие-леность, корысть-бескорыстие, упорство-вялость, одаренность-бездарность, принципиальность-беспринципность и т.д.).
3. В отношении к себе (скромность-самовлюбленность, самокритичность-самоуверенность, гордость-приниженность, совестливость-бессовестность, скромность-хвастовство, себялюбие-самоотверженность и т.д.)4. В отношении к вещам (щедрость-жадность, экономность-нерасчетливость, бережливость-расточительность, аккуратность-неряшливость, хозяйственность-бесхозяйственность и т.д.).5. В отношении к долгу (сознательность-фанатичность, убежденность-формальность, исполнительность-небрежность, верность-неверность, надежность-ненадежность, преданность-вероломство и т.д.).6. В отношении к природе (турист-домосед, эколог и т.д.),
7. В отношении к увлечениям (спортсмен, коллекционер, музыкант, поэт, философ и т.д.).8. В отношении к излишествам (чревоугодник-воздержанный, многословный-молчаливый, азартный-неазартный и т.д.). При этом наблюдается определенная взаимопроникновение указанных отношений. Влияние на формирование характера имеет деятельность, более конкретно – труд, а также механизмы – подражание, ценностные ориентации и идеалы.
Задатки Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.В зависимости от соотношения сигнальных систем (по И.П.Павлову) выделяют 3 типа:Художественный – преобладание первой сигнальной системы,Мыслительный – преобладание второй сигнальной системы,Средний – равное представительство первой и второй сигнальной систем.
Художественный тип задатков – преобладание первой сигнальной системы Основные характеристики:1. Захватывает действительность целиком;2. Основное отличие в сфере восприятия (эстетическое восприятие мира (по А.А. Мелик-Пашаеву);3. Преобладание образного мышления и воображения;4. Повышенная эмоциональность, аффективность.5. Легче работать в сфере, требующей впечатлительности, образности и живости фантазии (креативщики).
Мыслительный – преобладание второй сигнальной системы Основные характеристики:Действительность «дробят», составляют основной скелет, а затем составляют целое,Дробление восприятия на отдельные части,Абстрактное, теоретическое мышление,Рассудочны, свойственна интеллектуальная реакция на события,Деятельность связанная с математическими и логическими формулами, различными понятиями, склонность к абстрактному мышлению
Способности Способности – индивидуально-психологические, являющиеся условием успешного выполнения какой-либо деятельности.
Способность к творчеству Особенности творческого потенциала личности:Высокий уровень независимых суждений,Эклектичность, любознательность, постоянное стремление объединить данные из различных отраслей знаний;Легкость генерирования идей;Целостность восприятия;Легкость в свертывании знаний.Нестандартность мышления;Постоянная готовность памяти (скорость переключения с одной области знаний на другую);Сильная воля (доведение начатого до конца);Вдохновение (характеризуется общей повышенной активностью человека, необычайная продуктивность деятельности, сознание легкости творчества, переживание одержимости и эмоциональная погруженность в творчество.
Развитие коммуникативных умений, толерантности, эмпатии.Язык принятия:Доброжелательный взглядСочувствующая, приободряющая улыбкаСпокойный тон, рассуждающая интонацияКивки в знак согласияЯзык неприятия:Осуждающий взглядИроническая улыбкаНазидательный, наступательный тонЖесткая мимика лицаОсуждения, выговоры
УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)
Спасибо за внимание