Психологическое сопровождение одаренных детей Семинар для педагогов-психологов Колотева Е.Ю. Педагог-психолог МБОУ СОШ № 5 г.Михайловка Волгоградской области
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Классификация детской одаренности 1. Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка). 2. Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо специальной деятельности). 3. Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии). 4. Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определенных условий).
Академически и интеллектуально одаренные дети Академически одаренные дети — успешно обучаются в школе: отлично справляются с учебным материалом, имеют глубокую и стойкую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности (академиче­скую одаренность). Интеллектуально одаренные дети — всегда имеют высокие показатели специальных тестов, выявляющих уровень интеллекта. Это — дети с врожденными высокими интеллектуальными возможностями, для которых стандартные учебные задачи чаще всего не интересны.
Социально-лидерски одаренные дети Социально одаренные дети, как правило, проявляют лидерские качества, способны в общении со сверстниками брать па себя роль руководи­теля, организатора, командира. Их отличает рано сформировавшаяся социальная ответственность за других, раннее становление морально-нравственных и этических ценностей, умение решать межличностные конфликты, особый авторитет среди сверстников и у педагогов.
Художественно-эстетически одаренные дети Дети с художественно-эстетической одаренностью имеют ярко выраженные творческие способности, основанные на сочетании высокоразвитого логического и творческого мышления. К этой же группе мы от­несли детей, достигших успехов в каких-либо областях художественного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и т. п.
Спортивно и физически одаренные дети Спортивно и физически одаренные дети имеют высокий уровень физической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы (спортивная или двигательная одаренность).
Система работы с детьми, имеющими признаки интеллектуальной одаренности мониторинг уровня учебных достижений интеллектуально одаренных детей; целевой комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках учебно-воспитательного процесса; научно-теоретическое и инструментально-практиче­ское сопровождение деятельности, организуемой административной учебно-методической службой.
Основной практической педагогической целью учебной работы с детьми, имеющими признаки интеллектуаль­ной одаренности, является формирование высших уровней учебной успешности у интеллектуально одаренных детей, а также достижение высших уровней их индивидуальной социализации.
Трудности одаренных детей 1.Неприязнь к обучению. 2.Игровые интересы. 3.Конформность. 4.Погружение в философские проблемы. 5.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. 6.Стремление к совершенству.. 7.Потребность во внимании взрослых.
Психолого-педагогический инструментарий диагностики детской одаренности
Психолого-педагогический инструментарий диагностики детской одаренности
Критерии результативности социально-психологического сопровождения одаренных детей 1.Комфорт и эмоциональная удовлетворенность одаренного ребенка в образовательном учреждении. 2.Уровень воспитанности ребенка по отношению к людям, творческому взаимодействию. 3.Личностное отношение одаренного ребенка к своему здоровью, собственным физическим возможностям. 4.Характер внутрисемейного общения. 5. Отношение к образовательному процессу. 6. Положительная динамика формирования самооценки. 7. Активность, самостоятельность и добровольность участия в творческом взаимодействии. 8. Нравственная направленность выбираемой деятельности. 9. Стрессоустойчивость
Тренинг креативности
Задание 1. «Составьте как можно больший список вещей, которые являются тяжелыми, твердыми и белыми. Попытайтесь придумать по крайней мере восемнадцать ответов. Записывайте ответы на листке и отметьте, сколько минут потребовалось на выполнение задания». Задание 2. «Напишите как можно больше слов, близких по значению к слову ТВЕРДЫЙ. Отметьте, сколько минут Вам потребовалось».
Задание 3. Потренируйтесь в «мозговом штурме» с помощью карандаша и бумаги: «Запишите все способы, которыми Вы могли бы усовершенствовать карандаш, чтобы сделать его удобнее для использования. Помните, что подходят все ответы, если они реально выполни­мы. Создавайте Ваши идеи свободно в соответствии с Вашим желанием».
Задание 4.Взгляните на список, составленный Вами по заданию 3. Попытайтесь оценить Ваши ответы, отвечая на следующие вопросы: 1. Прокомментируйте количество и разнообразие ответов. 2. Ваши ответы действительно решают проблему или они порождают новые? 3. Можно ли использовать Ваши ответы сейчас или в недалеком будущем? 4. Способны ли люди сделать это в действительности? 5. Попытайтесь описать, как появились Ваши ответы. Влекла ли одна идея за собой другую?
Задание 5. Цель этого задания – дать от 10 до 30 ответов в одно слово на вопрос в течение 3-х минут. «В каких видах может быть одно и то же дерево?» Запишите ответы в тетрадь. Способны ли Вы выполнить это задание (перечислить по крайней мере 10 ответов) за три минуты?
Задание 6 «Назовите как можно больше способов, видов, характеристик: 1. Как может выглядеть здание? 2. Как может рычать тигр? 3. Как можно почувствовать холодный ветер? 4. Сколькими способами человек может общаться? 5. Как можно почувствовать кору? 6. Как может передвигаться лошадь? 7. Сколькими способами можно издавать крик? 8. Сколькими способами можно нюхать цветы?
Задание 7 «Напишите по крайней мере 30 способов использования обычного кирпича, кроме строительства зданий».
Литература Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 1999. - С. 90. Богоявленская Д. Б., Брушлинский А. В., Холодная М.А., Шадриков В. Д. Рабочая концепция одаренности. — М., 1998. Аверина И. С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». Пособие для школьных психологов. – М.: Соборъ, 1996. – 60 с.
Спасибо за внимание!