Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Родничок»г. Выборг Родственные слова. Игры и упражнения. Копылова Елена Владимировна учитель-логопед
Речевые недочеты Дошкольный возраст: ограниченность активного словарного запаса детей является причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания Школьный возраст: с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии; не могут успешно применять правила грамматики ни в разговорной речи, ни при письме
Общность лексического значения корня Единство формы корня Родственные слова р’одственный, -ая, -ое; -вен, -венна - близкий другому (другим) по происхождению, содержанию, каким-нибудь признакам (Толковый словарь Ушакова)
ЦЕЛИ: показать богатство родного языка и его выразительных средств привлечь детей к активному участию в процессе словообразования
ЗАДАЧИ: формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию, классифицировать их качественное и количественное обогащение лексики, практическое различение родственных слов по принадлежностям к основным частям речи (существительному, прилагательному, глаголу) обогащение словарного запаса за счёт обучения словообразования развитие зрительного восприятия, слухового внимания, вербальной памяти, логического мышления
Участники проекта
Основные методы обучения ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
Алгоритм работы по обучению детей понятию «родственные слова» Предварительный подбор педагогом родственных слов Знакомство детей с группой родственных слов, их припоминание и воспроизведение Выделение главного слова, от которого образованы все слова данной группы Исключение лишнего слова (слов) из группы родственных слов Группировка слов в разные родственные группы «семьи» Образование родственных слов (по образцу педагога, по вопросам педагога) Образование родственных слов (по опорным схемам) Самостоятельное образование родственных слов
Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами Первый этап. Первый год обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) Цель: - знакомство с основными правилами словообразования на основе ориентировочно – исследовательской деятельности детей - Знакомство с понятием «Родственные слова»
Игры и игровые упражнения «Какое слово длиннее?» Цель: развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку Ход упражнения. С помощью вопросов уточнялось значение слов (двор – дворник, гриб – грибник) изображенных на картинке, устанавливалась семантическая общность слов. Давалось задание определить, какое слово длиннее «Запомни, повтори» Цель: увеличивать объём слуховой линейной памяти до 5-ти единиц Ход упражнения. Педагог предлагает детям послушать и повторить за ним цепочку слов в том же порядке, в каком он их произносит (грибок, гриб, грибник, грибной, грибница) «Лото» Цель: учить различать слова по смыслу и по звучанию, находить «лишнее» слово Ход упражнения. Ребёнку предлагается карточка, разделенная на две части. В левой половине карточки изображение, например, «сапожник». Уточняется значение данного слова. Затем ребёнку предлагают назвать две предметные картинки (ботинок и сапог), выбрать из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положить свою в правую части большой карточки.
Второй этап. Первый год обучения (декабрь - май) Цель – формирование навыков образования производных слов Приёмы работы: - выделение родственных слов из контекста - подбор родственных слов по вопросам; - составление цепочки родственных слов, с опорой на наглядность (предметные картинки); - нахождение «лишнего слова» (неоднокоренного) из ряда родственных слов; - определение общей части родственных слов.
Игры и игровые упражнения «Ответь на вопросы» Цель: учить образовывать родственные слова по вопросам логопеда Ход упражнения. Педагог задаёт детям вопросы, дети отвечают: Как называется одежда, которую мы носим зимой? Зимняя Какие птицы остаются зимовать? Назовите их одним словом. Зимующие Назовите зиму ласково. Зимушка Если хлеб посели под зиму, то он какой? Озимый Зверь в лесу пережил зиму. Что он сделал? Перезимовал «Найди лишнюю картинку» Цель: учить выделять «лишнее» слово в группе родственных слов. Развивать зрительное внимание, мышление, память Ход упражнения. Педагог предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя
Третий этап. Второй год обучения (сентябрь – май) Цель - закрепление навыков осознанного образования производных слов. Задачи: - закрепление навыков подбора производных слов по знакомым словообразовательным моделям; закрепление навыков применения словообразовательных правил Формы работы: индивидуальные занятия в малых подгруппах (2 – 3 человека), подгрупповые занятия (5-6 человек)
Игры и игровые упражнения «Родственники» Цель: учить образовывать родственные слова по опорным схемам Оборудование. Схемы слов 1-й вариант. Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову и составляют с ним предложение 2-ой вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схему и составляет предложение с запомнившемся словом - главное слово - сложное слово - слово-предмет (не главное) - множественное число существительного - слово-действие - слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом - слово – признак - существительное, образованное с суффиксом увеличения - слово, образующееся от взаимодействия человека с главным словом
«Ребусы» Цель: учить детей ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление Оборудование. Карточки-задания «Прочти по первым звукам» «Какое слово спряталось?»
Система взаимодействия логопеда и воспитателя Логопед Воспита-тель Целенаправленная активизация и обогащение словаря детей: актуализация лексики, расширение семантико-семантических конструкций Упражнения в правильном употребле-нии грамматических категорий Развитие и совершенствование связной речи Развитие внимания, памяти, логического и других форм мышления в играх и упражнениях Информирование педагогов о состоянии речевого развития и характере речевых нарушений детей Проведение консультаций Определение с педагогами содержания, форм, фиксирующей документации по взаимодействию
Формы организации общения педагога и родителей
Уровень развития навыков словообразования
Спасибо за внимание!
Информационные ресурсы Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. Игры и упражнения с родственными словами. Учебно-методическое пособие.- М, Центр педагогического образования, 2009 Ипатьева И.В. Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами http://www.polyaush-komsml.edu.cap.ru/?t=eduid&eduid=5014 Формы работы детского сада с родителями http://www.detskiysad.ru/