Психолого - педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации
Адаптация Первый период – это первый год жизни ребенка;Второй период - когда ребенок учится говорить;Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад). Четвертый период – обучение в школе, где ребенок переживает процесс адаптации несколько раз – в 1 классе, 5 классе, 10 классе. Следующие периоды адаптации: это периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, образование семьи.
Причины происхождения кризиса Переход из одной социальной ситуации в другую. успеваемость у многих падает, интерес к учёбе снижается,отношения между детьми становятся более напряжёнными, конфликтными, а они сами – тревожными.
Состояние детей С педагогической точки зрения характеризуется:низкой организованностью;учебной рассеянно- стью и недисципли-нированностью;снижением интереса к учёбе и её результа-там у значительной части пятиклассников.с психологической:снижением самооценки;высоким уровнем ситуативной тревожности.
Проблемы школы: увеличением количества детей с хроническими заболеваниями:приходом в школу массы неподготовленных к школе детей, или детей, прошедших совершенно неверный путь подготовки к школьному обучению - “предметное натаскивание”;существенным изменением родительского отношения к школе: откровенно агрессивным или с абсолютным равнодушием, неприятием, пренебрежением;многие дети подвергаются в семьях физическим наказаниям, растут в тяжёлой моральной атмосфере;ростом числа малообеспеченных семей;увеличением количества социально-обездоленных детей.
Главная задача начальных классов Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе.Осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников и подростков.Главная задача начальных классов- это научить ребенка учиться
Диагностика обученности выпускников начальной школы По русскому языку (тест) по всем разделам русского языка.по математике:Вычислительные навыки+ и - в пределах 20,+ и - в пределах 100, знание таблицы умножения и деления,внетабличное умножение и деление, свойств чисел и знаков.
Этапы адаптационного периода подготовительный (май, июнь, август);собственно адаптационный (сентябрь- октябрь);постадаптационный или аналитический(октябрь-ноябрь).
Сентябрь-октябрь - восстановление общеучебных умений и навыков. Учитель – предметник изучает и работает над восстановлением умений и навыков учащихся по русскому языку, математике, чтению. Этому способствует технологический тренаж:Используются «Игровые словарики»Сорбонки по формированию вычислительных навыков.Пятиминутки жужжащего чтения.
Причины возникновения проблемы: Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
Причины возникновения проблемы: Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников;
Причины возникновения проблемы: Невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.
Рекомендации педагогам:-на уроках чередовать виды деятельности, вводить физкультминутки-ограничивать объём домашних заданий, согласовывать его с другими преподавателями-первое время повторятьсвои основные требованияна каждом уроке-за успех хвалить-при неуспехе-обсуждаетсяошибка, а не ученик
Результаты к/р
Конечные результаты в работе учителя:
Состояние здоровья 5-классников на 2010-2011 уч.год
Самым важным в школе является: Уроки – 31%;Получение новых знаний – 42%;Участие в олимпиадах – 13%;Учителя – 12%.
Больше всего дети любят следующие дни недели: Пятница – 15%;Суббота – 23%;Воскресенье – 43%;
Самым интересным для детей является: Уроки – 55%;Перемены – 27%;Игры – 10%;Беготня по коридорам – 8%.
Наиболее сложными предметами для 5- классников являются: 5 «а» – ОБЖ,природоведение, 5 «б» –ОБЖ,ОПК,ИЗО О5 « в» – ИЗО, английский,
Основные условия преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5 - ов.Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями -внеклассных мероприятий.Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2». Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.