Психолого-педагогическое сопровождение беременности Научный руководитель: доцент , к.п.н. Черкасова О.В.Выполнила: Кузнецова М.С.
Актуальность По результатам исследования Овчаровой Р.В. можно сделать вывод, что существует достаточно большой процент женщин, не готовых к материнству, для которых характерным является: недооценивание важности эмоционального контакта с не рождённым ребёнком, неправильный образ жизни, негативные мотивы сохранения беременности, недостаточный уровень педагогической компетенции и т.д.. Что в последствии может привести к нарушению родительско-детских отношений, неправильному стилю воспитания, к возникновению у детей неврозов, на почве эмоциональной депривации и депривации родительской любви.
Проблемами перинатальной педагогики и психологии занимались такие учёные как: Менделевич В.Д., Батуев А.С., Филиппова Г.Г.,Шмурак Ю.И., Подобед Н.Д., Бертин А.М., Белогай К.Н., Брехман Г.ИРавич Р., Пайнз Д. и др.
Цель работы:. : рассмотрение психолого-педагогической деятельности по подготовке беременных женщин к рождению и воспитанию детей.Объект: психолого-педагогическое сопровождение беременных женщин.Предмет:. : программа психолого-педагогической деятельности по подготовке беременных женщин к рождению и воспитанию детейЗадачи: 1) изучить научную литературу по данной проблеме; 2) выявить теоретические подходы к рассмотрению перинатальной психологии и педагогики; 3) определить условия психолого-педагогического сопровождения беременности. 4) разработать программу психолого-педагогической деятельности по подготовке беременных женщин к рождению и воспитанию детей.Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников.
Теоретические подходы к рассмотрению перинатальной психологии и педагогики Перинатальная психология — это область психологической науки, изучающая возникновение, динамику и особенности психологического и психического развития системы «мать - дитя», закономерности самых ранних этапов онтогенеза человека от зачатия до первых лет жизни после рождения в его взаимодействии с матерью.
Пренатальная педагогика представляет собой комплексное воздействие (через музыку, эстетические впечатления, положительные эмоции) на беременную, плод, семейную систему в целом, с целью оптимизации внутриутробного развития ребенка.
Условия психолого-педагогического сопровождения беременности «мать-дитя» общие телесные и психические границы
Синдром беременности (Боровикова Н.В.) Симптомы: аффект осознания себя беременной; принятия решения; нового «Я»; эмоциональной лабильности; противоречивого отношения к беременности; принятия новой жизни в себе; завышенных притязаний ; ощущения депривации; страха перед родами; пигмалионизация родившегося ребёнка.
И. А. Аршавский Материнская доминанта:Гестационная;Родовая;Лактационная.
Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при возникновении беременности, направленных на сохранение гестации и создание условий для развития будущего ребенка, формирующих отношение женщины к своей беременности, ее поведенческие стереотипы.
Оптимальный тип ПКГД Филиппова Г.Г.: адекватный стиль восприятия беременности.
Гипогестогнозический вариант ПКГД Филиппова Г.Г.:игнорирующий стиль переживания беременности.
Эйфорический вариант ПКГД Филиппова Г.Г:эйфорический стиль переживания беременности.
Тревожный вариант ПКГД Филиппова Г.Г.:Амбивалентный и тревожный стили.
Воспитание ребёнка для Вас это…
Беременность для Вас проходит…
Посещаете ли Вы курсы дородовой подготовки?
Из каких источников Вы черпаете информацию о беременности, родах и развитии малыша?
Тест отношений беременной Добрякова И.В.
Программа Цель программы: психолого-педагогическая деятельность по подготовке беременных женщин к рождению и воспитанию детей.Направления работы: образовательное, воспитательное, оздоровительное.
Особенности работы:1. Объект работы - беременные женщины со сроком беременности начиная от 20 - 25 недель.2. Форма работы: групповая.3. Состав участников группы - 6 - 8 человек.4. Время работы: 12 занятий (2 раза в неделю по 2,5 — 3 часа).5. В программе принимают участие: психолог, педагог, акушер-гинеколог.
Методы и приемы работы:1. Тематические беседы.2. Аутогенная тренировка.3. Телесно-ориентированная терапия.4. Арттерапия (рисование, пение, танец).5. Ролевые игры.6. Визуализации.7. Статическая гимнастика с элементами массажа, палсинга.8. Гопнотомия, голосовые упражнения, приемы дыхательной гимнастики.9. Ароматерапия.10. Спокойная медленная музыка.
Проверка эффективности работы:1. Усиление конструктивных факторов:• принятие на себя ответственности за семью, ребенка, процесс родов;• самоанализ и самосовершенствование;• повышение родительской компетенции;• уважение к ребенку и взаимодействие с ним;• усиление позитивных чувств: радости, уверенности, спокойствия, любви.2. Ослабление деструктивных факторов:• эмоционального безразличия;• отношения к ребенку как к объекту;• ослабление негативных чувств: вины, страха, тревоги, агрессии, уныния.
Заключение Переживание беременности и динамика стиля переживания беременности отражает ценность ребенка, является прогностическим для выявления особенностей материнского отношения и динамики ценности ребенка после родов. Это позволяет строить гипотезу о возможных осложнениях материнско-детского взаимодействия в родах и после родов. Диагностика содержания и развития материнской сферы позволяют выявить группу риска (нарушения материнско-детского взаимодействия, девиантное материнство, послеродовые депресии и т.п.) и оказать своевременную помощь по формированию готовности к рождению и воспитанию детей.
Спасибо за внимание!