Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде Докладчик:Олеся Ракова, педагог-психолог Кабинет психологической помощи «Инсайт» ДДТ ПМЦ «Таншолпан»Г. Степногорск
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни)
Суицид Является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается “убийцей № 2” молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. “Убийцей № 1” являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления.
По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным “убийцей” подростков является суицид.
Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи: что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство, что должно быть сделано, когда молодой человек угрожает кончить жизнь самоубийством, и что необходимо делать, когда самоубийство произошло.
Уровни профилактики суицида в образовательной среде
Первый уровень – общая профилактика Цель - повышение групповой сплоченности в школе МероприятияСоздание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
Второй уровень – первичная профилактика Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств МероприятияДиагностика суицидального поведенияИндивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
Второй уровень – первичная профилактика Цель - Повышение осведомленности персонала и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации МероприятияКлассные часы, круглые столы, стендовая информацияРазработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства
Третий уровень – вторичная профилактика Цель - Предотвращение самоубийстваМероприятияОценка риска самоубийства Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей. Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
Четвертый уровень – третичная профилактика Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев МероприятияОповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению
Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.• Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.• Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.• Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.
Четвертый уровень – третичная профилактика Цель - социальная и психологическая реабилитация суицидентовМероприятияГлубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем
Литература Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков.Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., 2003.Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Официальный сайт ФППМ ВШК (факультет Психолого-педагогического менеджмента Высшей Школы Социально-управленческого консалтинга).Черепанова Е. «Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку». М. 2006.Чернова Г.В. Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток". Сайт фестиваля "Открытый урок": http://festival.1september