Школа-интернат VIII вида г. ДонецкаПедагог-психолог Коваленко Т.Д.
Организация работы по профилактике химической зависимости и пропаганде здорового образа жизни
«Образование представляет то пространство в потоке цивилизации исторического поля России, где закладывается фундамент профилактики возможных катастроф.» В.Казначеев,академик РАМН
Химическая зависимость – это зависимость от употребления любых психоактивных веществ, которые могут быть легальными( алкоголь, табак и др.) инелегальными ( наркотики) Химическая зависимость является одной из форм аутодеструктивного (саморазрушительного) поведения
Организационные принципы профилактики химической зависимости:Комплексность:На профессиональном уровнеВ системе образованияНа межведомственном уровнеДифференцированность:По возрастуПо степени вовлеченностиАксилогичность (ценностная ориентация)Многоаспектность:- Социальный компонентПсихологический компонентОбразовательный компонентПоследовательностьЛегитимность
Стратегический приоритет первичной профилактики создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья – освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку подростка и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения.
Цель первичной профилактики: Воспитание и развитие здоровой личности, способной самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.
Стратегия первичной профилактики химической зависимостипредусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей, подростков социально-номативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения.Внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от ПАВ.
Формы работы по профилактике химической зависимости
Формы работы по профилактике химической зависимости
Организация профилактики химической зависимости:РАБОТА С ПЕДКОЛЛЕКТИВОМ
Организация профилактики химической зависимости:РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ВОСПИТАННИКАМИ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Организация профилактики химической зависимости:РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Взаимодействие школы-интерната с государственными структурами по профилактике химической зависимости
Психологические факторы защиты от химической зависимости – это такие черты, характеристики, наличие которых способствует удержанию подростка от химической зависимости:Внутренний самоконтроль;Целеустремленность, наличие жизненной перспективы;Стрессоустойчивость;Способность к конструктивному поведению;Видение мира в положительном свете;Терпимость к людям и ситуациям;Адекватная самооценка;Принятие общественно значимых ценностей;Способность к рефлексии;Знания о последствиях употребления алкоголя, табака, наркотиков.
Этапы профилактической деятельности
Программы профилактической работы:Программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди воспитанников школы-интерната.«Жизнь без алкоголя. Профилактика подросткового алкоголизма». «Я вхожу во взрослый мир». Психологический тренинг для старшеклассников.«Развитие навыков позитивных взаимоотношений с миром» .«Волевая регуляция поведения». Программа по половому воспитанию старшеклассниц школы-интерната.«Полезные привычки».Программа постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната.
В результате профилактической работы мы усиливаем факторы защиты обучающихся от химической зависимости:
Святая наука – расслышать друг друга… Расслышать, понять и помочь. Если сделать это вовремя, то, сколько жизней наших детей мы сможем сохранить.