Руководитель ГМО учителей экономики Валькова С.Л. Система работы с одарёнными детьми в ГМО учителей экономики
Работа с одарёнными «Если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие «творческости» (психолог К. Роджерс (1987)
Общие требования при работе с одарёнными При работе с одаренными и талантливыми школьниками предпочтительной использовать диалогические формы обученияДля развития творческой познавательной активности необходимо стимулировать и поощрять самостоятельность.Ускоренное прохождение образовательных программ рассматривается как главный фактор развития способностей всей индивидуальности школьника
главные требования к программе работы с одарёнными В.И. Панов считает главными требованиями к программе работы с одарёнными следующие:в социальном отношении – вариативный и развивающий характер;в дидактическом отношении – гуманистическая, личностно-ориентированная направленность, вследствие чего система ЗУН превращается из цели обучения в средство развития познавательных и личностных качеств личности школьника;в психологическом отношении – обеспечить выявление и развитие способности быть субъектом своего развития, как у школьника, так и педагога
Технологии работы с одарёнными разноуровневая технология, когда одаренные дети собираются на уроке экономики в одну группу и занимаются по особой программе;учебного сотрудничества – работа в команде или группе. На уроках ребята объединяются в группы по 3-4 человека, и им дается одно общее задание. Сильный ученик выполняет роль учителя: в процессе обсуждения исправляет ошибки, помогает понять прочитанное, решение задач и т.д. То есть он обучает, но с другой стороны обучается сам; например, объясняя правило, он сам повторяет его, систематизирует.
Особенности работы с одарёнными Отобрать учащегося с хорошими математическими способностями; Задача таких учеников заинтересовать. Это основной этап , занятия экономикой требует огромной усидчивости и умственного напряжения, и если ученику не будет интересно этим заниматься, тогда ни о каких положительных результатах не может быть и речиУчесть психологию ребёнка, узнать, чем он увлекается и поменять условия задачи.
Условия для успешного решения олимпиадных задач знать математикууметь общаться, в ходе обсуждения рождается много новых идейиметь способностиосознать, что тебе это нужно и интересносильно хотеть победить научить других решать задачи, это не обязательно, но объясняя другим, лучше понимаешь самЧтобы научится хорошо решать задачи, нужны постоянные тренировки.
Принципы работы с одарёнными Во - первых, принцип индивидуализации и дифференциации обучения. В целях реализации этого принципа обучения следует практиковать такие формы работы, как занятия по индивидуальной программе, ускоренное изучение отдельных предметов, расширение знаний по отдельным предметам, причем не обязательно входящим в школьную программу, проведение модульных курсов. Высшим уровнем реализации данного принципа обучения считаю разработку индивидуальной программы развития одаренного ребенка. Вторым важнейшим принципом работы с одаренными детьми является принцип возрастания роли внеурочной деятельности через кружки, факультативы, вовлечение в научно-исследовательскую деятельность. Третьим необходимым принципом работы с одаренными детьми является принцип создания условий для самостоятельной работы учащихся при минимальной роли учителя. Одаренные дети индивидуально, или же под руководством учителя, используя возможности сети Интернет, заходят в сайты ведущих вузов России, находят задания повышенной сложности и пытаются справиться с ними самостоятельно
Формирование ключевых компетентностей - готовность к разрешению проблем, -технологическая компетентность,- готовность к самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность.
Система работы с одарёнными учителей экономики города Учитель Анохина Л.И. (гимназия №1)
Система работы с одарёнными учителей экономики города (Щёлокова Л.Е., учитель экономики лицея №9)
2009-2010 уч. год Победители муниципального этапа всероссийской олимпиады по экономике:Юсупова Диана (10 кл. МОУ «лицей №9»)Ковальчук Олег (11 кл. МОУ СОШ №40)Призёры:Дерновая Наталья (11 класс МОУ СОШ №20), Волобуева Яна (11 класс МОУ СОШ №4), Акименко Ангелина (11 класс МОУ СОШ №47).
Результаты регионального этапа олимпиады по экономике (2009-2010 гг)
2010-2011 уч.год (муниципальный этап) Победители: Юсупова Диана(11 кл. ,9 лицей, Щёлокова Л.Е.)Мышляева А. (10 кл.,МБОУ СОШ №49, учитель Яценко Н.А.)Призёры: Киданова А.(10 класс МОУ СОШ №20), учитель Соколова Н.Г., Хорошилова К.(10 класс МОУ СОШ №40),учитель Валькова С.Л., Широкий Ф.(11 класс ОУ №22), учитель Щендрыгина О.; Орехов А.(11 класс ОУ № 3), учитель Ткаченко Н.Н.
2010-11 уч. год (региональный этап)
Управление образования администрации города БелгородаМуниципальное казённое учреждение «Научно-методический информационный центр» Методические материалы для работы с учащимися в рамках подготовки к участию в олимпиадах по экономике Методические рекомендации, материалы из опыта работы учителей экономики общеобразовательных учреждений г. Белгорода
Выводы Творческая работа обладает широкими возможностями выявления и развития одаренных детей, потому что наколенные знания и умения нужно научиться применять на практике. Творчество же дает детям возможность понять значимость их знаний, умений и навыков. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможности достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с предыдущим.