Текстовые задачикак средство развития творческих способностей младших школьников Выполнила: Студентка 5 курса ОЗО ПиМНО Титенко Светлана ВасильевнаНаучный руководитель: доцент, к.п.н. Клецкина Анна Анатольевна
Цель исследования:Выявить педагогические условия, при которых текстовые задачи будут являться средством развития творческих способностей младших школьников
Объект исследования:Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения математике ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:Условия, при которых текстовые задачи являются средством развития творческих способностей младших школьников
Гипотеза исследования: Текстовые задачи будут являться средством развития творческих способностей младших школьников если:1) формулировка текстовых заданий приводит к множеству решений2) при семантическом анализе текста задачи используется схематическое моделирование3) текстовые задачи имеют вариативные способы решения
Задачи исследования: 1) выявить теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников2) рассмотреть сущность понятия «текстовая задача» в начальном курсе математики и методические приемы, способствующие развитию творческих способностей младших школьников средствами текстовых задач3) разработать комплекс обучающих заданий, реализующих условия развития творческих способностей младших школьников и проверить их эффективность опытно-экспериментальным путем
Методы исследования:Изучение и анализ психолого- педагогической и методической литературы по проблеме исследованияАнализ продуктов деятельности младших школьников Математическая обработка результатов исследованияОпытно-экспериментальная работа
Опытно-экспериментальная работаБаза исследования: МОУ Куропатинская СОШ, 4 класс – экспериментальныйМОУ Николаевская СОШ, 4 класс – контрольный
Констатирующий этапЦель: выявить уровни развития творческих способностей младших школьников экспериментального и контрольного классов Творческие способности: беглость мышления оригинальность мышления гибкость мышления уникальность мышления
Рис.1-уровень развития беглости мышления экспериментального и контрольного классов на начало ОЭР
Рис.2 – Уровень развития гибкости мышления экспериментального и контрольного классов на начало оэр
Рис.3 – Уровень развития оригинальности мышления экспериментального и контрольного классов на начало оэр
Рис.4 – Уровень развития уникальности мышления экспериментального и контрольного классов на начало оэр
Формирующий этапЦель: апробировать комплекс обучающих заданий, способствующих развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач Подготовительные обучающие задания (работа с отрезками, перевод вербальной модели текстовой задачи в схематический)Преобразующие обучающие задания (соотнесение вербальной и схематической модели, преобразование вербальной модели задачи с целью приведения к различным решениям)Конструирующие обучающие задания (конструирование разных способов решения задачи на основе схематического моделирования)
Контролирующий этапЦель: провести сравнительный анализ результатов выявления уровней развития творческих способностей младших школьников на констатирующем и контролирующем этапах
Рис.5 - уровень развития беглости мышления экспериментального и контрольного классов на начало и конец оэр
Рис.6 – Уровень развития гибкости мышления экспериментального и контрольного классов на начало и КОНЕЦ оэр
Рис.7 – Уровень развития оригинальности мышления экспериментального и контрольного классов на начало и конец оэр