«Технология обучения в сотрудничестве»
Важные вопросы..?Что мы понимаем под «ошибкой ученика»?Что же такое обучение в сотрудничестве?Каковы основные «варианты» организации обучения в сотрудничестве?Как организовать обучение в малых группах?Что отличает обычное групповое обучение от обучения в малых группах по методике сотрудничества?Можно ли данную технологию интегрировать в традиционный урок?
Из истории …Идея обучение в сотрудничестве (cooperative learning) появилась в 20-х гг ХХ в;Разработка технологии обучения в малых группах началась в 1970-е годы (элемент прагматического подхода в образовании Дж. Дьюи);В 1980-е годы идеология обучения в сотрудничестве была разработана тремя группами американских педагогов (университет Джона Хопкинса – Р. Славин, университет Миннесота Р. Джонсон и Д. Джонсонс, Калифорния – группа Дж. Аронсона) и группой Шломо Шаран из Тель-Авивского университета, Израиль
Что мы понимаем под «ошибкой ученика»?«Ошибка» - неверное действие или суждение. «Ошибка» – нежелание ученика работать, его неспособность, такой ученик получит дополнительное разъяснение только в том случае, когда «научится себя хорошо вести».«Ошибка» - негативная эмоциональная окраска урока и самой деятельности учителя. «Ошибка» ученика показывает только на то, что он еще не овладел необходимыми умениями. «Ошибка» – факт. «Ошибка» - это всего лишь индикатор того, нуждается ли человек в помощи, в дополнительной практике, повышенном внимании ученика или сильного товарища.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Он предусматривает совокупность некоторых приемов, объединенных общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся, которая позволяет реализовать основополагающие принципы данного метода.
Вариант 1: обучение в командеГрупповые целиУспех всей группы Не сделать что-то вместе, а познать что-то вместе.Команда отвечает за каждого ученика.Индивидуальна ответственность Равные возможности каждого ученика в достижении успеха.Групповые наградыУченик соревнуется сам с собой.
Существует 4 варианта работы в командеСовместное обучение в малых группах-командахОбучение в команде на основе игрыИндивидуализация обучения в командеОбучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению
Вариант 2: «Ажурная пила» - разработана Э. АронсономВариант 3: «Учимся вместе» (университет штата Миннесота)Вариант 4: Исследовательская работа учащихся в группах (Шломо Шаран, Израиль)
Основная идея всех вариантов: общность цели и задачи;индивидуальная ответственность и равные возможности всех ребят;накопительная оценка (построение собственного рейтинга ребенка);свободное общение в группе;свободное общение с учителем.
Как организовать обучение в малых группах?1. Планировка помещения (не для «слушания» а для учения);2. Психологическая подготовка учеников (взаимодействовать в группе, работать активно, помогать др.др., радоваться общим успехам);3. Четко продуманный план урока;4. Ясная учебно-познавательная цель урока;5. Разнообразные виды деятельности на уроке;6. Широкий спектр средств обучения, учебных материалов;7. Разделение класса на группы (в зависимости от пунктов №3-6)
Как организовать обучение в малых группах?8. План работы для каждой группы, распределение обязанностей, «сценарий» работы;9. Оценка ставится одна на всю группу;10. Помощь группам со стороны учителя (в зависимости от группы, учитель направляет ее работу или просто консультирует);11. Активное общение в группах и с учителем, организация дискуссий;12. Интеграция работы групп в обычную сетку урока самыми разными способами;13. Задача учителя не «уличить» ученика в незнании или неумении, а «научить».
Что отличает обычное групповое обучение от обучения в малых группах по методике сотрудничества?Р. Джонсон выделил следующие основные отличия:Взаимодействие членов группы;Личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;Совместная учебно-познавательная деятельность;Социализация деятельности учащихся в группах;Общая оценка работы группы