«Особенности организации психологически грамотного взаимодействия взрослых с детьми»
Что такое взаимодействие?Психологически грамотное взаимодействие взрослых с детьми – это межличностное общение, при котором взрослый старается совершить как можно меньше психологических промахов, занимает рефлексивную позицию в отношении своего воздействия на ребенка и проявляет достаточную гибкость, ориентируясь на его потребности. Условно в таком взаимодействии взрослого с ребенком мы выделяем основные элементы.
Основные элементы взаимодействия:умение предоставлять детям обратную связь относительно их деятельности,умение предоставлять детям обратную связь относительно их поведения, навык активного слушания ребенка,умение устанавливать для детей правила и ограничения
Типичные ошибки, которые совершают взрослые, оценивая детей:
Оценка не содержит критериев оценивания: «Молодец»,«Умница», «Хорошо»Оценивается личностьребенка в целом, а не отдельные действия:«Разиня», «Неряха»,«Неумейка»Над положительной оценкой преобладает отрицательная. Либо ребенку дается только позитивная завышенная оценкаВзрослые не различают областиоценивания (поведение и деятельность)
Обратная связь относительно деятельности ребенка
Обратная связь относительно поведения ребенка«Я (мне)»Описание чувств,Пережива- ний и эмоцийБезоценоч -ная характе -ристика поведения ребенка в безличной формеПричины возникно - вения реакции взрослогоВозможные последст -вия, если ребенок не изменит свое поведение
РезюмеОбратная связь Активность ребенка
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ Ошибки взрослых в общении с детьми:Перебивают ребенка, не дают ему высказать свою мысль до конца.Автоматически реагируют на сказанное ребенком.Обесценивают сказанное ребенком.Занимают позицию доминирования над ребенком (психологического и пространственного)
Правила и ограниченияНеоправданные запреты для детей:Громко разговаривать в группе (классе).Трогать некоторые предметы, особенно новые и дорогие.Играть игрушечным оружием.Бегать на улице по двору или участку д/сада, школы.Зимой на улице играть в снежки, строить снежную крепость, валяться на снегу.Плакать (особенно в период адаптации).Лежать с открытыми глазами во время дневного сна.Кричать друг на друга.Мальчикам играть в куклы, девочкам – в войну и с машинами.Брать одновременно много игрушек.Сразу высыпать все цветные карандаши из коробки.Отказываться от еды.
Характеристика запретов взрослого и правил:
Почему и когда дети нарушают правила?Когда правила не соответствуют их возможностям и противоречат потребностям.Если правила не согласованы всеми взрослыми, нет единых требований.Когда дети, нарушая правила, испытывают взрослого, «тестируют» его настойчивость.Когда хотят привлечь к себе внимание взрослых и когда это единственный способ, которым ребенку удается обратить на себя внимание взрослого.Нарушая правила, дети стремятся доказать взрослым свою независимость и самостоятельность, отстоять собственную «взрослость».